Кто-то видит в ней сплошную зависимость: от обстоятельств, от трудного материального положения, от детей (совсем не таких, как раньше), от родителей, которые не устают предъявлять требования, не внося своей лепты. Всё чаще формируется запрос: учитель должен всего лишь хорошо научить тому, что знает сам. Но приходят в профессию новые лица и несут в неё не такие уж и новые идеи: задача учителя - научить учиться…
Победитель конкурса «Педагогический дебют-2012» в номинации «Учитель» Ольга Котова учиться умеет: всё-таки красный диплом, без единой четвёрки, старейшего педагогического вуза Псковской области. Были предложения продолжить «роман с университетом» в качестве преподавателя. Но после некоторого колебания наша собеседница всё-таки выбрала школу… Третий год она преподаёт английский язык в Псковской лингвистической гимназии.
«У меня получается!»
- Ольга Игоревна, традиционный вопрос: почему вы вообще выбрали педагогический вуз? Далеко не все абитуриенты иняза руководствуются мечтами о профессии учителя… А вы мечтали о школе?
- Честно говоря, нет. Когда подавала документы (в тогда ещё ПГПИ), я просто хотела изучать языки, при этом по возможности бесплатно и в Пскове. Педагогический вуз тогда представлялся единственным вариантом. И, с одной стороны, я ничуть не разочарована в полученном образовании: чёткая система знаний, умение работать с людьми, умение их организовывать для работы - это всегда будет актуально. С другой стороны, во время практики пришёл вкус именно к выбранной профессии. Проходила я её в той школе, где работаю сейчас. Уроки, ученики, вечное движение... В какой-то момент подумалось: «А ведь всё это происходит не просто так - у меня получается». Когда же педагогическая практика на пятом курсе подошла к концу, то мне просто захотелось вернуться...
- Молодым учителям опытные коллеги, как правило, говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в вузе». Вы с этим согласны? Может быть, студентам педагогических вузов действительно чего-то «недодают»?
- Образование вообще нельзя дать, его можно только взять. Разумеется, практика так же отлична от теории, как мысль, допустим, о медведе от него самого. Поэтому «забывать всё», конечно, не стоит. Нужно просто уметь «форматировать», изменять свои знания согласно условиям.
- Неужели не было первых трудностей, разочарований?
- Первые трудности… Наверное, слишком завышенные требования к знаниям учеников. Первое время было даже забавно: пыталась в младшей школе говорить про аспирацию (придыхание при произнесении звука), тогда мои более опытные коллеги мягко напоминали мне, что это всё-таки второй класс. Потом всё встало на свои места. Хотя планку надо держать.
Кричит беспомощность…
- А как её держать, если тебя не слушают? Как тут не выйти из себя, не накричать?
- Есть такое выражение: «Если кричит учитель, то вместе с ним кричит его беспомощность». Кричать вообще бесполезно: эффект кратковременный, а связки потом долго болят. Работает чувство юмора, работает знание потребностей учеников, их интересов. Не буду лукавить, иногда строгий тон, «изъятие» дневника - единственный способ угомонить ребёнка. Но не единственный и уж точно не первый.
И еще хорошо бы помнить, что родители - люди взрослые и умные. И поэтому они должны сотрудничать с учителем. Это на самом деле выгоднее, чем закрывать глаза и делать вид, что всё идёт по плану.
- Почему вы смогли стать победителем в конкурсе «Педагогический дебют - 2012»?
- Для меня самой это стало большой неожиданностью. Возможно, жюри понравилась моя самопрезентация: я её сделала в виде пазлов, собирающихся в картину моей школьной жизни. А вообще конкурс состоял из трёх этапов. И первый был самым сложным: дать урок в другой школе, в чужом классе. Правда, можно было выбрать возраст детей - я решила поработать с семиклассниками. Тема урока была про безопасность дорожного движения. То есть мне нужно было не только объяснить детям материал, но и напомнить им про то, как вести себя на улице. В ходе занятия я использовала интерактивную доску - это тоже стало, очевидно, моим плюсом. Запомнился последний этап - открытая дискуссия. Нам показали небольшой мультфильм, в котором медведь пытается заниматься на велотренажёре. А мы должны были найти в нём как можно больше «педагогических метафор».
А продолжение?
- Вы знакомы с системами образования в других странах. Что хорошего можно позаимствовать в Европе?
- Самый сильный момент в любой системе образования - это мотивация. Дети за рубежом активно изучают английский, потому что знают: он им пригодится для путешествий. Наши в этом совсем не уверены, для того чтобы их «замотивировать», нужно, как правило, придумывать что-то другое. Большое подспорье оказывает Интернет: ученики могут переписываться и общаться онлайн с иностранными сверстниками. Но в целом меня полностью устраивает то, как построена работа в нашей школе. Вы и сами понимаете: лингвистическая гимназия достойна отдельного и долгого рассказа.
- Тогда - относительно будущего ваших учеников: каким оно должно быть, чтобы вы остались удовлетворены своей работой? Чтобы можно было сказать: да, я их выучила…
- «Я их выучила»… Знаете, звучит уж слишком традиционно. И как-то окончательно. А где же инновации, креатив? Где продолжение? Выучить навсегда невозможно, учиться придётся всю жизнь. Главное - этого хотеть. Но если они будут удовлетворены своей будущей работой, я своей тоже буду удовлетворена.