Только в эти дни власти делают хоть какие-то шаги в поддержку инвалидов. Но в большинстве случаев такие шаги ограничиваются небольшой финансовой помощью в организации праздничных вечеров.
Учёба в обычной школе
Приведу лишь некоторые проблемы, которые приходится решать инвалиду и его родственникам: это и затруднения с передвижением по городу в связи с отсутствием в социально значимых зданиях (поликлиниках, магазинах, учебных заведениях и др.) пандусов.
Отсутствие пандусов и подъёмников делает невозможным посещение инвалидом не только магазинов или кинотеатров, но порой служит непреодолимой преградой к получению достойного образования.
Обыватель может сказать, что наилучшим выходом для ребёнка-инвалида была бы надомная форма обучения или в школах-интернатах. Но, по мнению специалистов в области образования, такие формы обучения ребёнка с особыми потребностями имеют целый ряд недостатков. Основным изъяном называют изоляцию таких ребят от их здоровых сверстников, что может негативно сказаться на психологическом здоровье ребёнка.
Приговор - «нетрудоспособен»
Но, даже преодолев множество преград и получив высшее образование, инвалиды зачастую не могут трудоустроиться. И вынуждены сидеть дома и вести почти нищенскую жизнь на мизерную пенсию.
Наше государство делает некоторые небольшие шаги для трудоустройства инвалидов. Для этого с середины 1990-х годов государственная служба занятости оказывает помощь в трудоустройстве и переобучении инвалидов. На такую поддержку со стороны государства могут надеяться только люди, имеющие III группу инвалидности. Да и то такая помощь оказывается малоэффективной. Служба занятости в большинстве случаев не трудоустраивает инвалидов. А если и предоставляет рабочие места, то они подчас оказываются малооплачиваемыми и находятся слишком далеко от места проживания.
А как обстоят дела с трудоустройством людей, имеющих I и II группу инвалидности? По российскому законодательству эти группы считаются нерабочими, в связи с этим инвалиды вынуждены сидеть дома. Хотя они смогли выучиться на математиков, экономистов, учителей, переводчиков, компьютерщиков и др. А сейчас им отказывают в праве трудиться только из-за их физических недостатков, которые, по мнению некоторых чиновников, могут помешать в работе.
Одной из преград на пути инвалида служит закон, согласно которому специалисты МСЭК (Медико-социальная экспертная комиссия) при трудоустройстве оказывают инвалидам не совсем лицеприятную услугу. В своих справках в графе «об условиях и характере труда» часто ставят категорический приговор - «нетрудоспособен». Попробуйте с такой «рекомендацией» устроиться на работу.
Наверное, лучшим выходом из сложившегося положения было бы обращение к практике зарубежных стран. Там специалисты-медики определяют уровень состояния здоровья, а уж работать или нет - дело самого инвалида.
В завершение хочется некоторым чиновникам и работодателям, считающим инвалидов никудышными работниками, привести в пример компьютерного магната Билла Гейтса. На его всемирно известной фирме «Microsoft» довольно широко используется труд инвалидов, и они занимают отнюдь не второстепенные должности. Несколько из них - ведущие программисты.
У нас в России тоже можно найти примеры успешной работы инвалидов, но их гораздо меньше. Сегодня инвалиды могли бы сами обеспечить себе достойную жизнь. Среди них много талантливых и трудолюбивых людей. Но для этого надо помочь им найти работу.