Примерное время чтения: 5 минут
121

Если вопросы детства пустить на самотёк

Однако стоит посмотреть на эту фразу иначе и наконец понять, что «детская проблема» назрела и требует решения.

К такому выводу год назад пришли специалисты благотворительного фонда «Моё поколение», которые инициировали запуск исследовательского проекта «Детство-2030» на площадке Общественной палаты РФ. Задачи перед исполнителями определила главный идеолог проекта, председатель попечительского совета фонда «Моё поколение», руководитель аппарата Общественной палаты РФ Алина Радченко: «Следует определить возможные сценарии  и приоритетные для России направления развития детства - те направления, в которых усилия общества, бизнеса, государства реально необходимы и актуальны».

Форсайт - последний форпост

Честно говоря, при первом знакомстве с проектом многим кажется, что вся работа исследователей из Международной методологической ассоциации сводится к тезису: «Если ребёнка не воспитывать и не учить, то из него вырастет балбес и хулиган». Но первый взгляд на поверку оказывается обманчивым. Избранная технология исследования, форсайт, вопреки распространённому мнению, не является ни прогнозом, ни предсказанием, а скорее инструментом, который позволяет конструировать будущее. Поэтому исходный тезис про «воспитывать и учить» остаётся неизменным. Весь вопрос в том, как именно нужно это делать, чтобы ко «времени икс», к 2030 г., не оказаться в окружении балбесов и хулиганов.

Президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов уверен, что пока картина выглядит не слишком радужно: «Согласно нашим исследованиям, мало кто из нынешних родителей способен внятно ответить на вопрос: зачем нужны дети? Получается, что их заводят по инерции, а это слабая мотивация. В результате ребёнок воспринимается как обуза, и это не голословное утверждение. Статистика говорит, что 40% детей - нежеланные. Садик, а впоследствии школа настолько отделяют детей от семьи, что они становятся «чужими» для 70% родителей. Даже фирмы, рекламирующие товары для младенцев, работают на негатив. Мол, с ребёнком крайне тяжко, так что, дорогие родители, только мы сможем вам помочь».

Взамен исследователи предлагают создать концепцию «прикольного детства», когда воспитание ребёнка - интересно, выгодно и престижно. Кое-какие шаги, например, возможность получения материнского капитала, уже сделаны, но этого явно недостаточно. А чтобы было достаточно, разработчики предлагают, например, оснастить  все образовательные системы мощными современными компьютерами. Это кажется вполне логичным. Ещё в 1993 г. ныне покойный академик, историк Борис Рыбаков говорил, что начинается новая эра, сравнимая со временами Кирилла и Мефодия, - эра компьютерной грамотности. И тот, кто не освоит новую азбуку, навечно останется в хвосте. Современные исследования подтверждают его слова: ребёнок, привыкший общаться с компьютером в возрасте 5 лет, значительно опередит того, кто впервые увидел это «чудо» в 15 лет, и разрыв не сократится никогда.

Вон из школы!

Обтекаемые формулировки вроде «образовательные системы» тоже заставляют задуматься: почему не сказать просто «школы»? «Если вы спросите лично меня, нужно ли сохранять нынешний формат школы или нет, я твёрдо отвечу нет, - объясняет Сергей Попов. - Та школа, к которой мы привыкли, прежде всего предназначена не для образования ребёнка, а для его социализации. Причём социализация направлена на то, чтобы дети твёрдо усвоили общественную иерархию. Грубо говоря, приучают к подчинению старшим по возрасту, чтобы впоследствии люди на автомате подчинялись старшему по званию или должности. Свои плюсы в этом есть, но с каждым годом их становится всё меньше. Минусы же существенно перевешивают - люди всё время ожидают приказов и распоряжений, теряют социальную мобильность и в случае нештатной ситуации оказываются беспомощными. Кстати, текущий финансовый кризис это очень хорошо показал - в США при потере работы человек паникует гораздо меньше, чем у нас. Он способен быстро сориентироваться и переучиться, заново наладить свою жизнь».

Альтернативу исследователи видят в дистанционном обучении по схеме 24 часа 7 дней в неделю, что при выполнении прочих условий, и прежде всего тотальной компьютеризации, вполне достижимо. Тем более уже сейчас различные формы экстерната практикуют примерно 5% школьников в России и около 15% в Москве.

Заманчиво было бы предположить, что в авангарде реализации этих теоретических выкладок окажется именно Москва. Но Сергей Попов с этим не согласен: «Во-первых, столица слишком консервативна, а во-вторых, слишком богата. Это только кажется, что наличие внушительных средств подталкивает к развитию. Напротив, в том случае если проблему можно либо реально решить, либо компенсировать вложением денег и на время о ней забыть, выбирают последнее. Но мы не можем себе позволить откладывать решение. Если ситуация с образованием и с детством в целом будет спущена на тормозах, к 2030 г. население нашей страны не будет адекватно мировой ситуации».

В чём-то подобные выводы напоминают известную речь Сталина в 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Правда, в тогдашнем выступлении разговор шёл об индустриализации, но сейчас воспитание следующего поколения не менее важно, чем в своё время Магнитка и Уралмаш.

Кстати, в недавней речи перед студентами и преподавателями Лондонской школы экономики и политических наук президент России Дмитрий Медведев процитировал слова Бернарда Шоу о том, что жаловаться на обстоятельства - удел слабых, а сильные люди создают обстоятельства сами. Собственно, задача форсайт-проекта и есть создание соответствующих обстоятельств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах