37

До «силиконовой долины» далеко…Или кто диктует моду на профессию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Псков" 24/10/2012
Фото: АИФ

В начале этого учебного года руководство Псковского индустриально-технологического техникума с глубоким прискорбием сообщило о том, что после тяжелой и продолжительной болезни скончались специальности токаря и слесаря…

Чтобы убедиться в правдивости констатации, можно зайти в один из корпусов учебного заведения: токарная мастерская на самом деле законсервирована. До лучших времен или на совсем?

На этот и другие вопросы нашего корреспондента отвечает Сергей Бельгесов, директор нового учебного заведения, которое появилось в областном центре всего полгода назад. После объединения двух старейших профессиональных училищ Пскова: №2 и №7…

 

 

Сократили вполовину…

- Сергей Николаевич, в беседах с капитанами нашего бизнеса приходится слышать сетования относительно нехватки кадров для тяжелой промышленности. Между тем прекращения обучение по этим двум специальностям, которые раньше на самом деле считались элитой рабочего класса, никто не заметил. Или я ошибаюсь?

- Вы правы в том, что болезненного ажиотажа по этому поводу не было: заводы, во всяком случае – в Пскове, не остановились. И причина проста: те немногочисленные предприятия, что остались, просто не нуждаются в кадрах подобного рода. Но я бы не делал трагедию из случившегося, хотя сам этот факт заслуживает глубокого анализа. Начальное профессиональное образование за последние годы претерпело огромные изменения.

Начать с того, что количество ПУ в области заметно сократилось: закрылись, например, училища в Пушкинских Горах, Которске (Плюсский район), Печорах, Себеже и т.д. Всего же в лучшие годы системы в регионе их было 30, теперь осталось около 10. Следующей тенденцией стало то, что началось укрупнение сохранившихся, идет их переформативание. Примером тому может служить создание нашего индустриально-технологического техникума. Аналогичная картина наблюдается в Великих Луках.

- Как вы считаете, отвечает этот процесс потребностям современного общества?

- Сложный вопрос. Еще в советское время к профессионально-техническому образованию у нас относились с большим предубеждением. Может, кто-то не знает, но в шутку аббревиатуру «ГПТУ» раскрывали так: «Господи, помогу тупому устроиться». Поэтому родители всеми правдами и неправдами пытались запихнуть своих чад в институты. В соответствии с общественными установками была выстроена и вся система образования: 70% всех учебных заведений относилась к категории «высших», а 30% - к начальному и среднему профессиональному образованию.

В начале 90-х годов произошел слом прежних общественных отношений, но эти, ещё советские пропорции, до сих пор не поменялись. Хотя в мире всё совсем наоборот: 30% - высшего образования и уже 70% - среднего и начального профессионального. Но мы пока эту тенденцию переломить не можем, хотя наша отечественная промышленность уже давно подает сигналы бедстви я: стране не нужны в таком количестве менеджеры, юристы, бухгалтеры и прочие маркетологи, зато есть реальная потребность в квалифицированных рабочих.

Капитаны стратегии

- Но токари-то оказались не нужны…

- Ничего удивительного нет. Сейчас совсем другое производство. Древние токарные станки заменили агрегаты с ЧПУ, и от рабочего, который их обслуживает, требуются умения и навыки профессионального компьютерщика. Не исключено, что в каком-то небольшом производстве, где сохранился допотопный станок, могут потребоваться подобные услуги, но не в массовом количестве. К тому же по опыту знаю: работать на этом агрегате можно научиться всего за четыре месяца.

- Сергей Николаевич, мы немного отвлеклись: наша промышленность подает сигналы…

- Да, и об этом мы узнаем по сводкам новостей, когда нам сообщают, что очередной космический корабль не вышел на заданную орбиту. Для меня это и есть тот сигнал: уходят профессионалы, воспитанные еще Королевым, и их места остаются вакантным.

- В Псковской области нет космодрома, и ваша система не готовит специалистов для оборонного комплекса…

- Понимаю и принимаю вашу иронию, но поймите и вы нас: система начального профессионального образования по сути своей обязана быть более гибкой и подвижной, нежели высшая академическая школа. И это её свойство определяется внутренними потребностями рынка. Кто должен вырабатывать стратегию его развития? Вопрос не к нам, а к тем органам власти, которые отвечают за развитие региона. Мы достаточно мобильны, чтобы откликнуться на любые предложения.

- Что вы имеет в виду?

- В прошлом году, например, мы открыли отделение, где готовят автомехаников. И на это есть уважительная причина: сейчас в Пскове каждый второй имеет автомобиль, который требует своего ремонта. Не говоря уже о том, что мы также готовим и водителей. Построили даже свой автодром – вот вам первый и самый яркий пример того, как рынок реально повлиял на систему профессиональной подготовки. Если бы мы уже сейчас знали, какие специальности будут востребованы в строящемся технопарке «Моглино», то смогли бы что-то предпринять и на этот счет. Вся беда в том, что пока мы даже не имеем стратегии развития, которую, на мой взгляд, должны предлагать муниципальные органы власти.

Лопата против креатива

- То есть город ни разу не вышел к вам с предложениями, что ему нужно?

- Я работаю в системе начального профессионального образования уже более 10 лет, но пока всё ограничивается благими пожеланиями, которые, впрочем, не находят своего воплощения по целому рядку причин.

- А предприниматели обращаются к вам с конкретными предложениями?

- Очень редко. И то они не носят какой-то конкретный характер, лишь общие пожелания. И это понятно: если им что-то на самом деле нужно (конкретные специальности), то нужно вкладываться. А кто будет рисковать, когда все вокруг живут в ожидании грядущего кризиса? Иная ситуация была до 2008 года, когда к нам на самом деле обращались с просьбами и предложениями, но как только начались перебои в экономике страны, деловые контакты прекратились.

- Между тем поток гастарбайтеров увеличивается, а квоты на привлечение трудовых мигрантов в регион с каждым годом растут…

- Не спорю, но эти люди, как правило, заняты на тяжелых низко квалифицированных работах, которые и оплачиваются очень плохо. Но, думается, интеллектуальный потенциал нашей молодежи значительно выше, поэтому выше и её запросы. Профессионал с дипломом штукатура, плиточника или облицовщика имеет больше шансов сразу по окончанию училища получать более высокую зарплату, нежели педагог или врач. Я не говорю, что это нормально, а только подчеркиваю: умелые руки сейчас в большой цене. Такие, к сожалению, у нас экономические реалии…

- Но все может измениться, когда у нас в стране научатся ценить голову, а точнее - знания...

- Вы говорите о постиндустриальном обществе, где мозги (или, как сейчас говорят, – креативность) на самом деле ценятся, но до «силиконовой долины» нам еще далековато.

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах