Есть ли выход из «героинового» тупика? Ответ на этот вопрос мы попытались найти в небольшой печорской деревушке Мильцы, где в реабилитационном центре «Камень», который содержится на пожертвования доброхотов, уже десять лет действует своеобразная скорая помощь для всех, кто решил навсегда распрощаться с пагубной зависимостью.
Молитвой и трудом
…Место приметное: с большака виден большой деревянный крест, тут же – деревянный дом, хозяйственные постройки, теплица. Рядом – несколько ровных гряд, подготовленных под посадку картошки. И злющий цепной пес, который встретил нас отнюдь не дружелюбным лаем.
Сразу оговорим: ребята попросили не называть их фамилии. Не из соображений анонимности, а просто потому, что здесь они все «мазаны одним миром»: пройдя через наркотический ад, они самостоятельно и – главное – добровольно пришли к мысли о том, что в их положении есть только два варианта. Либо, грубо говоря, вперёд ногами, либо попытаться раз и навсегда отказаться от смертельной привычки. Перед теми, кто выбрал второй вариант, встал вопрос: как достичь освобождения?
- Молитвой и трудом, - просто объясняет Роман, руководитель общины. В его обязанности входит ведение хозяйства, планирование, кому, чем заниматься, но самая главная его обязанность – это психологическая поддержка. Он сам когда-то кололся, потом взял себя в руки и попытался изменить собственную жизнь.Уже два года живёт здесь.
- Вообще курс реабилитации – шесть месяцев, – говорит Рома. - Есть, правда, такие, кто уже через неделю чувствует себя вполне освободившимся от зависимости. Они уходят – мы никого здесь не держим. Кто-то пропадает навсегда, но большинство возвращается...
«Завязавшие»
Слова Романа подтверждают его подопечные. У Александра – высокого, загорелого мужчины – героиновый стаж почти 10 лет.
- Первый раз я попробовал, когда учился на втором курсе нашего политеха (сам я из Твери), – буднично рассказывает он. – Теперь есть и судимость за кражу: все наркоманы в конце концов приходят к этому. И ВИЧ-инфекция. Встретил как-то знакомого, предложил ему по привычке задвинуться, а он неожиданно отказался, сказав, что теперь в полной завязке, чего и мне желает. Я узнал у него адрес и уже на следующий день был в Мильцах.
Аналогичная история у Володи. Сам он из Питера, 26 лет.
- Где только не лечился! – он скороговоркой перечисляет названия знаменитых на всю страну клиник, где уже успел побывать. За свой тоже многолетний героиновый стаж успел заработал судимость (за мошенничество) и СПИД.
- Теперь вот профессионально картошку чищу, – улыбается он, не отказываясь от короткой фотосессии. - Скоро ужин.
Жить можно, жить - нужно…
Чтобы попасть в общину, нужно сделать взнос: на полгода - пять тысяч. Этой суммы даже по прежним временам не хватало, поэтому «колонисты» содержат огород. Надеются с помощью Печерского монастыря наладить производство тротуарной плитки. И ещё есть люди, которые добровольно помогают общине. В их числе отец Алексий, настоятель Никольской церкви, что в Старом Изборске, который окормляет общину. Здесь верят, что только через молитву и труд, подчас тяжёлый, можно прийти к твердому убеждению: жить без наркотиков можно.
Такого же мнения придерживается и отец Александр (Гаврилов), вместе с которым мы побывали в Мильцах. Сам батюшка из Питера, сначала окончил электротехнический институт, потом семинарию, а сейчас получает второе высшее образование – психолога.
- По благословению епископа Марка мы тоже начали аналогичную работу. И сейчас в деревне Ручьи, что в Ладейнопольском районе Ленинградской области, создан свой центр. Среди наших пациентов есть и девушки. Отличаются у нас и методики. Мы используем принцип «12 шагов», который хорошо зарекомендовал себя в лечении Анонимных алкоголиков. В центре «Ручьи» работают два профессиональных психолога. Тем не менее мы всё равно здесь, чтобы познакомиться и, вполне возможно, почерпнуть для себя что-то новое.
Видеоинтервью с отцом Александром