Но перед этим народные избранники заставили московского «каменного гостя» вертеться ужом.
Напомним, у псковичей уже был готов собственный проект памятника солдату Первой Мировой войны, когда министр культуры Владимир Мединский подарил Пскову бронзового солдата работы скульптора Салавата Щербакова. Предполагалось, что этот шестиметровый типовой истукан взгромоздится, как слон в посудной лавке, в сквере у Золотой набережной – прямо напротив кремля.
К счастью, известный псковский архитектор Борис Пославский придумал для солдата Мединского другое место дислокации – в сквере между двух вокзалов. Градостроительный совет одобрил эту идею. В пятницу депутаты Псковской городской Думы должны были поставить в этом вопросе точку.
Точка получилась жирной. Напрасно глава Псков Иван Цецерский попытался завернуть, как он это назвал, «косяк» поднявшихся депутатских рук и умолял коллег «обойтись без дискуссий».
Что стоишь, качаясь
Депутат Сергей Калинин считает, что в сквере у вокзалов бронзовому солдату Мединского будет скучновато. По его мнению, надо ставить такие «статУи» в людных местах, где этот мемориал, действительно, мог бы стать «излюбленным местом отдыха горожан», а не на вокзале, который скоро совсем опустеет в связи с сокращением пригородного железнодорожного и автобусного сообщения.
Ожидать, что к новому памятнику потянутся туристы, тоже не приходится, заметил депутат Калинин: «Я сам турист». Добро бы это был какой-нибудь шедевр, но «шедевром его тоже никак не назовёшь», съязвил он.
Депутатам по уху
Депутату Виктору Дуле «непонятна сама идея» этого памятника. Война-то ведь была бесславной, как бы напомнил он. К тому же депутат-коммунист считает, что сперва надо отремонтировать памятник Кирову на Октябрьском проспекте, а уж потом «прикладывать лапу к уху», выполняя волю министра Мединского, который вообще-то «навязывает псковским бандерлогам западное миропонимание».
По мнению Виктора Дули, если уж ставить в Пскове памятник солдату, то это должен быть «собирательный образ», а не вояка конкретно Первой Мировой. После этих слов в зале поднялся шум: собравшиеся начали буйно фантазировать, каким мог бы стать этот «собирательный образ» псковского «участника всех войн» (Салавату Щербакову, который уже успел напортачить с немецкой винтовкой у русского солдата на Белорусском вокзале в Москве, и не снилось).
Депутат Григорий Турчин вдобавок заявил, что историческое обоснование нового местоположения псковского памятника солдату Первой Мировой «притянуто за уши» - на том только основании, что рядом проходят улицы Бастионная и Ротная.
За чей счёт банкет
Но даже после этого депутаты пробовали было поставить на голосование другие варианты мест установки подаренного Мединским памятника, «поворачивали» его то к «лесу» передом, то к рельсам задом, а то вдруг зачем-то начали наспех придумывать, что на этом памятнике будет написано: «героям» или просто «солдатам» Первой Мировой, от «потомков», «благодарной России» или вообще от никого... Да при этом ещё вдобавок попутали бронзового солдата Салавата Щербакова с монументом, который псковские энтузиасты хотят установить на Мироносицком кладбище.
К тому же между делом они вдруг нечаянно узнали, что псковичей ожидает настоящее нашествие памятников: пустырь на Четырёх углах, оказывается, уже предназначен для мемориала псковским десантникам, в сквере возле Золотой набережной намерен обосноваться бронзовый Ордин-Нащокин. Не говоря уж про солдата Первой Мировой работы скульптора Пальмина, который пока ждёт в засаде.
Подписано – и с плеч долой
Наконец депутат Александр Самуйлов напомнил коллегам, что проект решения Псковской городской Думы предлагает им одобрить или не одобрить уже готовое заключение градостроительного совета, который тщательно изучил вопрос и пришёл к выводу, что солдату Мединского будет лучше в сквере на Вокзальной. Мол, если у депутатов есть другие идеи, надо было выдвигать их раньше. По ходу дела на сессию к тому же подоспела представительница общественности с четырьмя десятками подписей в пользу установки памятника в сквере между вокзалами.
В результате «за» установку бронзового солдата на улице Вокзальной проголосовали 14 депутатов, «против» – четверо, а ещё трое «воздержались». Значит, никуда не денется, будет сторожить чемоданы, и на том пускай скажет псковичам «спасибо», потому что наши достославные предки поступали с такими непрошенными гостями куда суровее: помните? - "кто с мечом к нам придёт…"