- Антон Викторович, Вы чувствуете, что идет свертывание программы комплексного освоения территорий в нашем городе и с чем это может быть связано?
- Мне не кажется, что идет свертывание программы КОТ. Кроме того и я лично, и руководство нашей группы считаем, что проекты комплексного освоения территорий – это самый важный, правильный и единственно возможный способ развития города. Ведь только в этом случае учитываются все возможности развития городской среды. И, насколько нам известно, и Комитет по строительству, и городская Администрация по-прежнему рассматривают проекты комплексного освоения территорий с точки зрения развития Санкт-Петербурга. Вопрос лишь в том, какие параметры будут у этих проектов и как их правильно реализовывать.
- А сколько таких проектов в активе вашей компании?
- Из наших новых проектов КОТ – это «Царская Столица» в самом центре Петербурга и проект «Галактика», расположенный рядом с Варшавским вокзалом. Из уже реализованных «Эталоном» проектов – это жилые комплексы «Морской Фасад» и «Морской Каскад» на Васильевском острове. Также на сегодняшний день завершилось строительство «Юбилейного Квартала» в Приморском районе. Мы ведем активное строительство проекта КОТ в Московской области – жилой микрорайон «Изумрудные Холмы», в состав которого входит 20 многоквартирных жилых корпусов разной этажности, 7 детских садов, 5 школ, медицинский центр, спортивно-развлекательный комплекс с бассейном и водным парком, подземные и наземные паркинги, коммерческая недвижимость. В общей сложности на участке 80 га будет построено более 1 млн кв. м. жилой и коммерческой недвижимости. Это очень большой и серьезный проект.
Также готовимся приступить к реализации новых крупных проектов в Москве: «Эталон-Сити» - около 270 тыс. кв.м, проект на Дмитровском шоссе - около 350 тыс. кв.м. Заделы по Москве у нас большие. К концу 2015-2016 гг. по всей группе компаний мы планируем сдавать ежегодно 800 тыс. кв.м, половина из которых будет приходиться на Московское территориальное управление. А это означает, что через три года половина нашего бизнеса будет находиться в Москве. Таким образом, большая часть новых объекты «Эталона» – это проекты КОТ, общая площадь реализации которых составит более 2 млн кв. м.
- Антон Викторович, а где Etalon Group предпочитает покупать участки? В городе же земли не так много под такие глобальные проекты? Может быть у компании есть планы выходить в Ленинградскую область?
- Мы смотрим и покупаем землю там, где это выгодно. В данном случае, речь идет скорее о стоимости приобретения и о возможности реализации проекта, нежели чем о том, где эта земля расположена. Формат нашей компании - это перспективные территории ближе к окраинам города, расположенные рядом с метро. Можно приобретать землю и в Ленинградской области, однако там присутствуют свои сложности, а именно: отсутствие развитой транспортной сети и проблемы с инженерной инфраструктурой. Поэтому в вопросе о расположении земель для КОТ существуют 2 главных фактора – реализуемость и цена.
- Как Вы считаете, что будет происходить с форматом КОТ в Петербурге, будут ли такие проекты развиваться и как?
- Развитие проектов КОТ будет продолжаться – это совершенно точно. Сегодня направление развития идет в сторону большей детализации – все точнее прорабатывается непосредственно освоение территорий. То есть, если раньше речь шла лишь о создании внутриквартальных проездов, строительстве садиков и школ, то сегодня гораздо внимательнее мы относимся и к благоустройству, и к созданию детских игровых и спортивных площадок. Все большее внимание уделяем объектам торговой и развлекательной инфраструктуры, которые будут строиться рядом с нашими проектами, видам озеленения и др. - то есть появился детальный подход к созданию еще более благоприятной жилой среды.
- Но многие застройщики выражают мнение, что сейчас есть определенные трудности с согласованием, что проекты возвращают? Вашей компании приходится сталкиваться с подобными трудностями?
- Не могу сказать, что есть трудности – есть обычный переговорный процесс. Как и любая коммерческая организация, мы стремимся извлекать большую выгоду из строительства наших объектов. Но такая позиция не очень интересует городские власти. В этих двух крайних позициях и заключается «камень преткновения». Например, если коммерческая организация приобретает на рыночных условиях землю под жилищное строительство, ¾ из которых город предлагает озеленить – то это уже не будет комфортное жилье, это будет парк. Поэтому так важно искать баланс и вести конструктивный диалог с городскими властями, что мы и делаем.
- Каково Ваше представление о комфортной инфраструктуре города? Какие ошибки при проектировании новых жилых комплексов совершаются наиболее часто?
- Мое представление о комфортной городской инфраструктуре такое же, как и у большинства горожан. Прежде всего – это чистый воздух, чистота на улицах, удобная транспортная, а также организованная социальная и торговая инфраструктура, отсутствие пробок, общественный порядок. О проектировании жилых комплексов скажу, что, конечно, ошибки случаются, однако в этом нет ничего удивительного – ошибаться могут и самые маститые архитекторы. Чаще всего – это ошибки, связанные с транспортной обеспеченностью объекта, а также ошибки будущего расположения торговых помещений, которые должны были строиться рядом с жилым комплексом. Бывают ошибки, связанные, например, с внутриквартальным освещением или внутриквартальными проездами.
К сожалению, подобные недочеты выявляются уже в процессе эксплуатации жилого комплекса, однако фатальных ошибок в нашей практике никогда не было. Это связано как с профессионализмом проектировщиков, так и с градостроительным законодательством – в нем есть множество серьезных ограничений, которые не допустят появления серьезных недочетов при строительстве.
- А что, на Ваш взгляд, у вашей компании получается всегда удачно?
- Я считаю, что у нас хорошо получается организация жилой среды – наши проекты комплексной застройки всегда отвечают необходимым параметрам – это транспортная доступность, организация детских игровых и рекреационных площадок, обеспечение жильцов парковочными местами, наличие рядом школ и детских садов – то есть устоявшаяся модель организации комфортного жилого пространства.
Ведь наша цель не просто стройка, а именно создание комфортной жилой среды.