С 2008 года Президент России Дмитрий Медведев планомерно выступает инициатором многочисленных изменений гражданского законодательства, совершенствующих Гражданский кодекс России. Это стало необходимым ввиду того, что ныне действующие нормы Гражданского кодекса России, принятые более 10 лет назад, уже не удовлетворяют реалиям современной экономической ситуации. Целью нововведений является создание в стране условий для более эффективного ведения бизнеса, улучшение инвестиционного климата, гармонизирование норм российского корпоративного законодательства с законами ведущих европейских стран. По оценкам экспертов, новый кодекс приближает российское гражданское право к англосаксонской системе, которая считается более «дружественной» для различных финансовых организаций, но в то же время учитывает и особенности отечественного права. Предварительный срок вступления в силу большинства новых норм – 1 сентября 2012. А пока проект ФЗ «О внесении изменений в части I, II, III и IV ГК РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» находится на стадии предварительного рассмотрения в Государственной Думе.
Значительная часть изменений, вносимых в новую редакцию кодекса, касается корпоративного законодательства. Нововведения затрагивают процедуры создания и ликвидации юридических лиц, перечень учредительных документов, меняются общие положения о коммерческих и некоммерческих организациях и их организационно-правовые формы.
Проект новой редакции Гражданского кодекса предусматривает деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации. К первым относятся хозяйственные товарищества и общества, потребительские и производственные кооперативы, общественные организации, союзы и ассоциации. Унитарными, согласно проекту, считаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, религиозные организации, учреждения, фонды. В свою очередь корпорации в новой редакции кодекса делятся на коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы) и некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные организации граждан, союзы и т.д.). Унитарные организации тоже могут существовать в виде коммерческих и некоммерческих.
Проект предполагает отказаться от обществ с дополнительной ответственностью и закрытых акционерных обществ. Это связано с тем, что статус ЗАО в нынешней редакции практически полностью дублируется статусом ООО, и, согласно статистике, 85% всех организаций были зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью. Что касается ОДО, то такая организационно-правовая форма не получила в стране практического распространения. Таким образом, разработчики новой редакции Гражданского Кодекса предлагают ввести вместо ОАО и ЗАО деление акционерных обществ на публичные и непубличные. Статья 66 проекта содержит определение новых организационно-правовых форм: так под публичным обществом подразумевается АО, акции которого размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на фондовых биржах, а также общества, фирменное наименование которых содержит слово «публичный». В противном случае, общество признается непубличным.
Выделение корпораций как особого вида юридического лица привело к расширению прав участников любой корпорации, включающих в себя право на участие в управлении, получение информации об имущественном положении и т.д.
Законодательно закреплена новая форма защиты имущественных интересов участников корпораций – восстановление прав участия в ней после необоснованного списания акций, «корпоративных захватов» и других неправомерных действий.
Для ускорения процедуры регистрации юридических лиц новый ГК предполагает установить один учредительный документ – устав, а для хозяйственных товариществ – учредительный договор. При этом подразумевается возможность использования типового устава. При этом в отношении ООО, как и прежде, единственным документом, подтверждающим право собственности лица на доли в уставном капитале, является выписка из егрюл (Единого государственного реестра юридических лиц).
Следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства, проект предусматривает имущественную ответственность руководителей организаций и коллегиальных органов управления. Предполагается, что эти лица должны возместить убытки, причиненные юридическому лицу, в том случае, если к исполнению своих обязанностей они подошли недобросовестно или неразумно.
Проект подразумевает также модернизацию процедур по реорганизации и ликвидации юридических лиц. При этом регистрация ООО осуществляется в прежнем порядке.
Уставной капитал для ООО разработчики оставили прежним – 10 тыс. рублей, а публичным и непубличным акционерным обществам его повысили до 100 тыс. рублей.
Для того чтобы введение новой редакции Гражданского кодекса России не привело к остановке обычного делового оборота, закон предусматривает переходные положения. Так перерегистрация ранее созданных организаций не потребуется. Пошлина за регистрацию изменений в учредительные документы, связанные с нововведениями, взыматься не будет. В период до 01.07.13 г. ЗАО смогут преобразоваться в ООО или производственные кооперативы либо сохранить организационно-правовую форму АО. В последнем случае с 1 июля к ним начнут применяться нормы, действующие для непубличных обществ.
Естественно, принятие нового законодательства вызывает беспокойство и сомнения в их пользе для бизнеса. Но эксперты, в том числе и иностранные, считают изменения весьма полезными. Так, деятельность юридических лиц станет более прозрачной – что весьма полезно для их участников и акционеров, значительно сократятся возможности для противоправных действий, нарушающих интересы граждан. Представители бизнес-сообщества тоже с оптимизмом ждут нововведений, поскольку они делают российское законодательство более понятным иностранным инвесторам. Единственный спорный момент – это срок введения в действие нового закона. Некоторые эксперты выступают за то, чтобы не спешить, подождав до наступления 2013 года.
Таким образом, на сегодняшний день особых претензий у юридического и делового сообщества к новой редакции ГК нет. Хотя еще не все представители бизнеса изучили новый документ, и никто не начал работать по новым правилам, но все ознакомившиеся с законопроектом находят его положения логичными и соответствующими мировому опыту.
Подготовлено ООО "Юридическая группа "КАРО"