Покосившееся деревянное здание уже давно мозолило глаза, и если бы не его историческая ценность (дом стоял здесь уже более 100 лет), то власти давным-давно пустили бы его под снос. Теперь, впрочем, с чистой совестью и пустят: как пожарные ни старались - восстанавливать нечего.
С четвёртой попытки
Основной версией возникновения пожара называют поджог. Дело в том, что уж в очень привлекательном месте здание находится - рядом с «Онего-паласом» на пустыре в центре города, рядом с кварталом исторической застройки и напротив новеньких аккуратных коттеджей и элитных блок-хаусов. Да при таком соседстве страшный деревянный дом должен был сгореть от стыда! Он и сгорел, причём - с четвёртой попытки. Таким образом, это строение пополнило скорбный список петрозаводских деревянных «древностей», уничтоженных огнём.
Печальный список
Всего в Петрозаводске к началу 2000-х сохранилось лишь несколько деревянных общественных зданий, построенных в 1920-30-е годы, и придававших своеобразие застройке города. Это - детская поликлиника N1 (ранее — здание треста «Карелдрев», затем - министерство иностранных дел КФССР), бывшие здания горсовета и «Кареллеса» на проспекте Ленина возле гостиницы «Северная», Дом Крестьянина и несколько бывших жилых домов вблизи набережной. Властям эти строения, в общем-то, были не нужны, и в их реставрацию никто не собирался вкладываться. Зато находились они в привлекательных с точки зрения потенциальных застройщиков местах. Вот и началось. Первым полыхнул Дом Крестьянина. Уникальное деревянное строение сгорело почти полностью, его остатки были разобраны в кратчайшие сроки. Потом пришла очередь детской поликлиники. Тут уже заволновалась общественность, и потому власти были вынуждены выпустить специальный циркуляр, согласно которому строительство на этом участке возможно лишь в случае, если заказчик готов воссоздать прежний облик здания. Желающих строить на таких условиях не нашлось, и поэтому обгорелый остов полклиники до сих пор закрыт рекламными баннерами.
Вопрос «завис»
Теперь огонь покончил со старинным домом на набережной. По сути, из зданий, формировавших «лицо города» в Петрозаводске, остались только два дома на проспекте Ленина напротив гостиницы «Северной», причём судьба одного из них, на Ленина 24, до сих пор не решена. Оно также должно было пойти под снос, но в начале года петрозаводчане организовали пикеты в защиту дома, и вопрос «завис». Городские власти выжидают: добро на снос или перестройку не дают, но и окончательного решения о реставрации и сохранении здания не принимают. Поэтому открытым остаётся тревожный вопрос: а не вмешается ли, рано или поздно, и в эту ситуацию «красный петух», который одним махом покончит с колебаниями властей?