Примерное время чтения: 6 минут
405

Особые дети. Псковский Центр лечебной педагогики выжил и продолжает развиваться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ-Псков" 16/01/2013

Двадцать лет назад на окраине Пскова на немецкие деньги (после всех событий, связанных с «законом Димы Яковлева», это хочется особенно подчеркнуть) был построен Центр лечебной педагогики. Теперь сюда чуть ли не каждую неделю приезжают педагоги со всей страны, удивляются, ахают и не понимают, как в наше довольно меркантильное время выжил и - главное! - развивается этот удивительный дом.

Единомышленники

А началась эта история ещё в 1991 году, когда большая группа депутатов городского совета, общественных деятелей (в том числе и священнослужителей) приняла участие в международной конференции, посвящённой 50-летию начала Великой Отечественной войны. Она проходила в Германии в городе Мюльхайме (земля Северный Рейн-Вестфалия) на базе Евангелической Академии. В состав делегации входил тогда и известный псковский священник - отец Павел Адельгейм, который и поныне служит в храме Жён Мироносиц. Во время этой поездки псковский батюшка познакомился с пастором Клаусом Эберлем и рассказал ему о проблеме, которую знал не понаслышке, поскольку сам занимался с больными детьми.

Мы ещё раз обращаем внимание: 1991-й год, рушится великая страна, под её обломками не только духовно, но и физически гибнут люди. И ей совершенно точно не до тех, кто не может приносить практическую пользу обществу. Да тогда на все общественные пользы, откровенно говоря, многим было наплевать с самой высокой колокольни. Самим бы выжить, что уж говорить о внимании к детям со множественными тяжёлыми нарушениями развития, к тем, кого мы сейчас называем особыми детьми… Однако прошло несколько месяцев, и немецкая сторона, обсудив свои возможности, предложила городской администрации (тогда её возглавлял Александр Прокофьев) вариант, который давно и успешно был апробирован в Германии.

В конечном итоге был подписан договор о намерениях, а результатом этой работы стало строительство (в рекордные сроки - за 2 месяца) Центра лечебной педагогики, где своей основной задачей сделали реабилитацию больных детей и по возможности их максимальное включение в повседневную жизнь. При этом возглавить это новое и во многом необычное учреждение было предложено псковскому учителю Андрею Цареву, который на личном опыте знал, каково это, когда в семье растёт ребёнок-инвалид.

- В 1988 году у нас родилась вторая дочка, Катя. Беременность жены протекала довольно тяжело, поэтому у ребёнка были значительные нарушения умственного и физического развития, а это не могло не наложить отпечаток на всю нашу последующую жизнь, - поясняет Андрей Михайлович. - Не вдаваясь в чисто бытовые проблемы (это просто отдельный разговор), это очень тяжело психологически. Взрослые ведь не живут, как дети, одним днём и смотрят значительно дальше, постоянно задавая себе один и тот же вопрос: что будет с моим ребёнком, когда он останется один? Ещё с советских времён путь таких больных детей был один - прямиком в неврологический интернат, где жизнь больше походила на тюрьму. Такова была общепринятая практика. Центр лечебной педагогики не только взял на себя заботу о больных детях, но и дал надежду родителям.

Ключевое слово

Сейчас здесь занимается сразу несколько групп. Есть младшая, в ней 5 человек в возрасте от 3 до 7 лет. Есть школьная - там ещё 40. Плюс 161 человек, которые работают в реабилитационных мастерских. Но и это ещё не предел, потому что следующим станет пилотный проект, разработанный межрегиональной организацией родителей детей и взрослых людей с инвалидностью «Я и Ты» совместно с Центром лечебной педагогики. Если кратко, то его суть - помочь этим людям адаптироваться к самостоятельной жизни. И тут, по словам Андрея Царева, важен сам принцип подхода к решению проблемы.

- Ключевое слово тут - сопровождение. Какой-то минимум необходимых услуг государство, понятно, может обеспечить, но у любого человека должен быть свой дом, - продолжает пояснения Андрей Михайлович. - Понятно, что до конца самостоятельными наши воспитанники никогда не станут, но научить их каким-то элементарным навыкам мы в силах. Поэтому суть проекта заключается в том, что ребята, достигшие отроческого возраста, начинают привыкать к самостоятельной жизни. Для этого муниципалитет намерен приобрести 4 квартиры, где ребята курсами, которые включат в себя уже несколько месяцев, постараются выжить в непривычной пока для них обстановке. Предполагается, что это будет небольшая коммуна, до 10 человек. Днём они будут работать в реабилитационных мастерских, а вечером, возвращаясь домой, готовить себе пищу, ходить в магазин, то есть нарабатывать навыки полноценной взрослой жизни. Мне кажется, это наиболее перспективный путь. И даже более экономичный, нежели тот, который принят сейчас, - я имею в виду те же самые неврологические интернаты. Собственно, поэтому, когда мне предложили принять участие в подготовке проекта закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», я посчитал это своей прямой обязанностью. Вообще, этим занимается целое экспертное сообщество - специальный совет по делам инвалидов при Общественной палате при Президенте России. Тем более что закон в своём первоначальном виде меня совершенно не устроил.

Требуются волонтёры

Как следует из слов Царева, до конца прошлого года рабочей группе, в которой он принимает участие, удалось добиться главного, заменив главное положение законопроекта с «социального обслуживания» на «социальное сопровождение». Тем более что существующая в Пскове модель уже доказала правильность такого подхода. Она проста, экономична и, главное, подтвердила свою жизнеспособность. Предполагается, что пилотный проект будет работать два года, начиная с 2013-го. И, как убеждён наш собеседник, за это время его организаторы и участники сумеют отработать модель сопровождения, которая поможет подготовить нормативно-правовую базу для распространения этого опыта по всей области.

- Не без помощи как городских, так и областных властей, а также друзей из Германии, - уточняет Андрей Михайлович. - Но и на помощь волонтёров мы рассчитываем, потому что одних только усилий штатных педагогов нам явно недостаточно. По сути дела, то, что мы сейчас пытаемся внедрить у нас, на российской почве, - это европейская система, которая является НОРМОЙ для многих стран. Поэтому мы хотим, чтобы такой она стала в нашем городе. И не только…

И на прощание корреспондент «АиФ-Псков» задал Андрею Михайловичу самый сложный вопрос: как сейчас поживает Катя?

- Ей уже 24 года. Понятно, что её проблемы никуда не делись, но она занята в реабилитационных мастерских, и я хочу верить, что она получает удовольствие от того, что делает.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах