Виной тому пробелы в законодательстве. Эти пробелы обсуждались на прошлой неделе в Пскове в рамках круглого стола.
ФОМС ногу сломит
Согласно закону «Об обязательном медицинском страховании» с 2013 года планируется переход на «одноканальное финансирование» медицинских учреждений. Это означает, что бюджетное ассигнование ряда лечебных расходов плавно заменится страховым (расходы на ремонт и содержание самих зданий останутся в сфере ответственности области). В этом году в качестве пилотного проекта на такое финансирование будет переведена Островская районная больница. Согласно новому закону граждане теперь могут самостоятельно выбирать страховую компанию, которая должна возмещать затраты на их лечение. Плюс в тому каждое застрахованное лицо сможет получить помощь в любой точке страны независимо от прописки. Однако вопрос с незастрахованными гражданами остаётся нерешённым: если Программа государственных гарантий предусматривает оказание экстренной помощи независимо от наличия полиса, то дальнейшее стационарное лечение (когда минует период риска для жизни) буквально «повисает» в воздухе. Иными словами, «бесполисные» больные будут «объедать» принявшее их медучреждение.
«Кем в дальнейшем будут оплачиваться медицинские услуги, оказываемые лицам, не имеющим страховых медицинских полисов, остаётся неясным», - считает главный врач Псковского областного туберкулёзного диспансера Валентин Кришевич.
«В нашей больнице за прошлый год побывало 94 человека без определённого места жительства. Полисов не было у 72 человек, причём у 57 из них вообще при себе не оказалось никаких документов. Тем не менее им оказывалась необходимая помощь несмотря на то, что это убыточно для учреждения», - расказывает Феодосия Тесленко, социальный работник горбольницы. По её словам, она обращалась в территориальное отделение ФОМС с просьбой застраховать данных граждан, но получила официальный отказ.
Первый заместитель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Леонид Власюк объясняет это тем, что ФОМС может застраховать гражданина только в случае наличия у него документа, удостоверяющего личность. Однако представитель питерской благотворительной организации «Ночлежка» Елена Кондрахина сообщила нам, что её организации удалось получить полисы для «беспаспортных», основываясь на «Правилах обязательного медицинского страхования» (Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г.). В них указано, что для лиц без определённого места жительства и занятий (в том числе для детей) при отсутствии документов, удостоверяющих личность, учреждениями социальной помощи представляется ходатайство о регистрации в качестве застрахованного лица, содержащее лишь сведения о застрахованном лице (с его слов) и сведения о ходатайствующей организации с печатью и подписью.
Но Л. Власюк справедливо напоминает о другом «подводном камне»: «Следует отметить, что закон предполагает создание единой базы застрахованных, которой нет сегодня. Согласно схеме получения полиса, указанной в «Правилах», ФОМС обязан проверить наличие страхующегося лица в этой базе. Мы можем «пробить» его только по региональной, а этого недостаточно», - констатирует наш собеседник. То есть ещё раз уточним: «пробивать» страхующегося надо по всей - федеральной единой - базе, а она покамест не создана…
Куда податься?
Как отмечает П. Василевский, в этой ситуации лечебные учреждения стали заложниками ситуации, ведь экстренную медицинскую помощь они должны оказывать независимо от того, есть у человека полис или нет. Но после операции бомжа на улицу сразу не выкинешь, он, как и любой другой, нуждается в стационарном лечении. Феодосия Тесленко отметила, что городская больница пытается помочь таким людям в оформлении документов, но сделать тот же паспорт стоит времени и денег. «Получается, они будут всё это время находиться в больнице, а у нас, как правило, больные в очереди стоят, чтобы лечь в то или иное отделение», - озвучила Ф. Тесленко позицию врачей своего учреждения.
Как правило, обычный человек после лечения отправляется домой с больничным листом продолжать своё лечение уже амбулаторно. Бомжи выходят на улицу. Пожилых людей и детей без определённого места жительства медучреждениям ещё удаётся пристроить в различные интернаты. Для лиц так называемого среднего возраста в нашей области существует всего три учреждения, куда они могут обратиться в поисках приюта: «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам города Пскова» (ночное пребывание - 27 коек, 15 мест для временного проживания), «Дом ночного пребывания в Великих Луках» (на 24 человек) и «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства» (на 55 человек) в Локнянском районе. Об этом рассказала консультант отдела стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Управления соцзащиты населения Псковской области Жанна Агафонова. Правда, сами лица без определённого места жительства об этом могут и не знать: специальных «разъяснительных» рейдов в этой среде работники социальных служб организовать не могут. Тем не менее во всех этих учреждениях людям оказывается помощь: обеспечение питанием, одеждой, ночлегом. У кого-то пребывание растягивается до 2-3 месяцев. Директор Локнянского центра Виктор Алехин сообщил, что в его учреждении в среднем на одного такого «клиента» в месяц расходуется около 15 тыс. рублей, зарплата сотрудников Центра составляет 7-8 тысяч.
Но даже при таком хорошем обеспечении имеющегося количества койко-мест для всей области (даже учитывая, что зимой приходится укладывать замерзающих постояльцев на полу) явно недостаточно. И это настоящая проблема. Все люди имеют право на получение медицинской и социальной помощи. Даже если для кого-то слово «бомж» давно и прочно ассоциируется с чем-то грязным и социально опасным, полезно помнить, что в жизни всякое бывает: в России от тюрьмы и от сумы не зарекаются…