История из жизни
Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять его Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это его-то Антошка, который занимается бальными танцами, хорошо учится, радует маму и папу примерным поведением, будет в пятнадцать лет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! Но, к сожалению, случилось именно так. Родители еле уговорили парня хотя бы получить свидетельство о неполном среднем образовании. А дальше потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но и работа показалась ему занятием неинтересным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них и ночевал, иногда с ними куда-то уезжал, ничем не занимался, ничем не интересовался. И поражал безграничной необязательностью: что его ни попросишь сделать, вроде не отказывал, но в результате ничего не выполнял.
Но один случай Антошкиной необязательности родителей просто потряс. Тогда, в момент оформления квартирной сделки, они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время. Сто раз родители напомнили сыну, чтобы он был в этот день дома. И он был, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся… через два дня. Приятель позвал его с собой в магазин, а потом они зашли еще к кому-то, а потом всей компанией завалились в гости... Отец, красноречивый адвокат, не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а вытащил из брюк ремень и выдрал парня.
***
«Не зли меня!» по 10 раз на дню орет мой сын-десятиклассник и стучит кулаком по дверному косяку в ответ на нейтральную просьбу или невинный вопрос.
Приятельница жалуется: ее пятнадцатилетняя дочь не хочет учиться, дни напролет болтается без дела, предварительно прихватив у мамы из сумочки деньги.
«Я вены вскрою, если вы не разрешите моей подруге пожить у нас! – бьется в истерике пятнадцатилетний сын знакомой. – Мне ничего нельзя, вы все мне запрещаете!» А с девушкой наш герой знаком всего лишь три дня, и она его старше на десять лет.
Я знаю всех этих детей чуть не с рождения. У них нормальные семьи, любящие, образованные родители. Что же заставляет этих подростков вести себя так, будто они сорвались с цепи, лишились разума?
Точка зрения эндокринолога Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:
– Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода в организме. Нам и так йода не хватает: 80-90% населения России, в основном те, кто живет не на берегах морей, страдают йододефицитом. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Недостаточно гормонов – снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание, и в результате – плохая успеваемость в школе. Подросткам йода надо больше, чем детям или взрослым, у них очень высокий уровень всех обменных процессов. Подростковые безволие, лень, утомляемость – это опять нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.
Что посоветовать родителям?
● Используйте для подсаливания пищи только йодированную соль.
● Обязательно давайте подростку лекарственные препараты йодида калия. Подросток должен получать не менее 200 мкг йода в сутки в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3-5 лет.
Точка зрения психиатра Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:
– У мальчика из приведенной истории неустойчивый тип характера. Воля у таких подростков развита слабо, они зависимы, идут на поводу у момента. Интересов, кроме как «потусоваться», у них нет.
К тому же парень переживает кризис мотивации. Это состояние у подростков встречается часто, но, к сожалению, оно мало изучено. Когда подросток был ребенком, он хотел того, что хотели и ждали от него родители. Ему было важно получить одобрение мамы и папы. А в подростковом возрасте мотивация родителей сменяется собственной. И теперь подросток должен реализовать то, что хочет именно он. Но иногда получается так: внешняя мотивация, родительская, уже отвергнута, а собственная, внутренняя, еще не созрела. Подросток уже не хочет воплощать родительские мечты: хорошо учиться, готовиться к поступлению в институт, быть человеком ответственным и собранным… А свои мечты у него еще не зародились. И получается, что сейчас он ничего не хочет, ничего ему не надо, ничего не интересно. И тогда он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, «за компанию» совершает неблаговидные поступки…
Что делать родителям?
● Можно попытаться поменять подростку компанию. Но это трудно.
● Приходится ждать, пока у него не возникнет собственная мотивация, интерес чем-то заняться. Но ждать надо не сложа руки, а постоянно предоставлять ему возможность попробовать себя то в одном деле, то в другом.
Точка зрения психолога Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:
– Психологи такое поведение объясняют поиском своего места в обществе. Подростки хотят быть взрослыми и не знают, как ими стать. Они хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы к этому.
Что посоветовать родителям?
● Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка – и уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга.
● Продолжайте любить своего ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, и всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки.
● Сохраняйте с подростком контакт. Даже если вы не разделяете взглядов ребенка, выслушивайте его точку зрения.
● Старайтесь сохранять спокойствие. Трудно? Очень! Но это сейчас важнее всего, потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, человек взрослый.
● Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «попадет в тюрьму», «пойдет на панель»… Рассматривайте плюсы и минусы вашего общения с подростком сегодня. И обсуждайте их с ним, сохраняя к подростку уважение.
Интересно
Жертвы регламента. Первая страна, которая столкнулась с подростковым вандализмом, была Англия, самая консервативная и чопорная из всех стран Европы, где жизнь жестко регламентирована, где важны внешнее поведение, самоконтроль и соблюдение правил приличия. Именно ее футбольные фанаты завели моду громить после матчей все вокруг стадионов, а потом уже эта «мода» перекинулась на другие страны.
«АиФ Здоровье» рекомендует
Не надо бояться врача. Психические нарушения (конечно, преимущественно мягкие, пограничные) у 75%(!) подростков, оканчивающих школу. Грубые поведенческие расстройства наблюдаются у пятой части подростков. Их родителям очень трудно контролировать ситуацию, но проконсультировать ребенка у психиатра они боятся. Вдруг его поставят на учет… Вдруг все узнают о его трудностях и будут тыкать в него пальцем…
На самом деле психические трудности роста – временные, дети их «перерастают», и большинство даже без помощи врачей. Но все-таки не хотелось бы доводить ситуацию до крайностей: попыток суицида, побегов из дома, жестоких драк, экспериментов с алкоголем и наркотиками. Поэтому, если вы с подростком не справляетесь, ведите его к психологу или психиатру. Психолог поработает и с вашей семьей, потому что атмосферу в семье все-таки определяют взрослые, и с вашим ребенком. Возможно, ребенку будет прописана медикаментозная терапия, которая поможет мозгу гармонизировать психику. А что касается постановки на учет – законодательство изменилось, и сегодня можно наблюдаться у психиатра, не состоя на учете.
Личное мнение
Владимир Вишневский, поэт
– Подростковый бунт – это явление, само собой разумеющееся. Неизбежная стадия, которую проходит каждый человек, так же как смена голоса, внешние изменения.