Пикантность ситуации была именно в том, что сын турецкоподданного начал взимать деньги за посещение природного объекта, к созданию которого ни он, ни власти не имели никакого отношения. В Карелии государство пошло ровно по этому же пути.
Плата за вид
...Так получилось, что хотя автор этих строк родился и вырос в Карелии, но до сей поры побывать на знаменитом водопаде Кивач мне не удавалось. И поэтому в минувшие выходные было решено восполнить этот пробел. Каково же было наше удивление, когда въезд на территорию вблизи водопада оказался перекрыт шлагбаумом, и вышедшая из домика тётенька сообщила, что вход на территорию вблизи водопада платный: со взрослых - по 40 рублей, с детей - по 10. Деньги, конечно, небольшие, но с какой стати мы должны платить за прогулку по карельскому лесу?
Встречавшая нас контролёр задумалась и спустя некоторое время предложила свой вариант – оказывается, водопад сильно пачкается, и на его уборку, особенно весной, тратят немалые средства. Тут надо заметить, что приехали мы на Кивач уже в сумерках, народ от водопада разъезжался, и всё равно за шлагбаумом находилось около десятка машин. То есть с учётом цены билета только перед нами стояло на парковке около тысячи рублей чистой прибыли. Кивач – популярное место для фото- и видеосъёмок, все свадебные кортежи из близлежащих посёлков и городов норовят сюда заглянуть, и понятно, что денежный ручеёк выходит не слишком малым. По нашим оценкам, на эти средства можно убрать весной не только сам водопад, но и дважды очистить от весеннего мусора все близлежащие болота в радиусе нескольких километров.
Пример для подражания?
Вы скажете – возможно, на эти деньги обустроена территория непосредственно вблизи Кивача? Как-то не заметили: вдоль берега то тут, то там валяется мусор (а почему бы ему не валяться, если непосредственно на камнях около воды нет ни одной урны), никаких смотровых площадок или ограждений для неосторожных туристов не обустроено, и водопад в целом производит впечатление нетронутого уголка карельской природы. В этом, безусловно, и заключается его привлекательность для туриста. Но, в таком случае, за что берут деньги?
Конечно, можно предположить, что ФГУ «Государственный заповедник Кивач» - бюджетное учреждение со скудным финансированием, а ведь сотрудникам заповедника надо – хочешь не хочешь – следить за порядком, нужно выплачивать им зарплату и так далее. Вот и вынуждены работники музея, стиснув зубы, взимать деньги с каждого посетителя. Однако на территории, вплотную примыкающей к Кивачу, есть и иные источники доходов – здесь расположены, минимум, пара кафе, кемпинг, что-то вроде гостевых домиков, сувенирные лавки, и даже в сумерках здесь громко играет музыка и кружатся в танце нетрезвые парочки. Понятно, что никакой коммерсант не откажется иметь торговую точку в столь посещаемом месте – что мешает предусмотреть в договоре аренды условие, по которому хозяин кафе или кемпинга обязуется за свой счёт убирать мусор около водопада? И перестать взимать плату с туристов, которых интересует только прогулка по камням вдоль падающей воды.
Пока же Кивач остаётся прекрасным примером того, как государство делает деньги, буквально, из воздуха – просто за то, что люди проходят сто метров по своей же земле. Думаю, при желании эту практику можно распространить и на другие объекты – к примеру, почему бы не начать взимать деньги с посетителей петрозаводской набережной? В данном случае это будет даже более оправданно, чем в ситуации с водопадом - хотя Онежское озеро и природный объект, но уж сама-то набережная, безусловно, рукотворна, и порядок на ней поддерживается за счёт государства. А далее можно ввести плату и за возможность дышать экологически чистым карельским воздухом – зарабатывать так зарабатывать..