Примерное время чтения: 12 минут
330

А на нас идут! Веселее заиграй-ка, Константина балалайка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ - Псков 11/09/2019

Разговор с руководителем «Сказа» Константином Абабковым состоялся после того, как псковичи вернулись с новой, уже международной наградой. 10-летняя Маша Абабкова стала лауреатом 6-го Международного фестиваля-конкурса славянских культур «Светоч» в эстонском Пярну, где под папин балалаечный аккомпанемент заняла не только первое место, но и получила приглашение уже на следующий серьезный фестиваль.

Двигатель прогресса

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Константин, раскройте секрет, что главное в артисте – энергетика, которой он делится?

Фото: Из личного архива

- Именно! Но она важна и в менеджере тоже.

- Неужели это можно совмещать?

- А что мне остается делать? Я же не могу оставить балалайку. Вот я и администратор, и двигатель процесса.

- Вас называют уже виртуозом-балалаечником. Как вам такое звание?

- Ну не сам же я себя так назвал! Видимо, людям нравится мое исполнение, и на всероссийском уровне так называют.

- Мне кажется, у нас один виртуоз – Трояновский…

- Почему вы думаете, что он виртуоз? Он попал в хорошее время - тогда это было нужно. Для меня он больше аранжировщик, который внедрил инструмент в профессиональную среду. Для  своего времени это было виртуозно, и выступал он очень много!

- И он доказал, что балалайка - не холопский инструмент.

- Василий Андреев в конце 19-го века собрал предприимчивых и талантливых ребят, которые продвигали балалайку.  Вся Европа и Америка им рукоплескали. Сейчас балалаечное искусство многогранно. Есть прекрасные солисты оркестров и сольные исполнители. А в Пскове этим занимаюсь я.

Музыкальный транс

- Почему именно она? Откуда такая любовь и преданность именно этому инструменту?

- Вырос я в семье, где музыка и танец были всегда. Папа пел в русском народном хоре, мама там же танцевала, и я впитывал все это с самого раннего детства. В школу к нам пришли педагоги-музыканты, стали агитировать. А поскольку я был очень активным ребятенком - плавание, художественная школа и даже кружок мягкой игрушки, то дал им добро. Они разные инструменты предлагали, но я почему-то выбрал балалайку. Родители вздохнули: «Ну, пусть будет и музыкальная школа…» Втроем с пацанами, а это был второй класс, пошли на экзамен: один сразу отсеялся, другой год позанимался. Попал я в класс Григория Григорьевича Осипова – нас, мальчишек, много. Особенно интересно, что нас пускали поиграть перед зрителями в кинотеатры перед началом фильма, а потом разрешали остаться на сеанс. Первый свой концерт я дал в 1983 году в банке, где работала мама. Мне сшили косоворотку, надели картуз с цветком, тогда я был такой маленький, но такой счастливый в этом красном уголке накануне 8 Марта. Через 35 лет случилось выступить там же, и представьте, нашлись сотрудники, которые помнят то мое выступление! В 1986 году я уже начал играть в «Сказе» под управлением Виталия Григорьевича Румянцева. А после 3 класса хотел удрать из музыкальной школы. Мне двигаться хочется, а мне – учи сольфеджио и музыкальную литературу. Родителям объявил со слезами в голосе о своем решении, мол, устал и ухожу.

- И что же или кто же остановил? Родители, конечно, нажали?

- Конечно! За что им благодарен. Помню отцовские слова: коль сам пошел, то доучишься, и дальше будешь решать, нужно это или нет. Я скрепя сердце остался. В жизни потом получил много образований: и музучилище, и университет  культуры, и академия  госслужбы. Но основа основ – музыкальная школа.

- У вас так получается заводить публику! Для этого надо самому в экстаз войти?

- Иногда вхожу в музыкальный транс, когда играю серьезную красивую музыку.

Фото: Из личного архива

Сажусь, отключаюсь от всего, в музыку ухожу полностью и за спиной слышу только свой коллектив, который  меня поддерживает. И у меня самого мурашки бегут. Это так здорово, но не часто получается.

На улице мы много играем, но там другой драйв, когда видишь живые глаза людей, которые не могут устоять на месте: подпевают, пускаются в пляс или находятся в недоумении - как так возможно?

Улица мне очень нравится, хоть концертные залы прекрасны. Это же профессиональный уровень, когда выкладываешься на все 100 процентов.

Перед Ганзой

- И всё же какой жанр вам ближе?

- Я и роковую музыку исполняю, и популярную, и балалаечный репертуар.

Это же нормальная история, когда у каждого руководителя ансамбля своё направление.  У Павла Байкова - джазовое, авторское - у Станислава Рыжикова. Я же народник, активный народник. Вот начали мы говорить про Трояновского. Мы его переделываем по-своему, по-современному, и это здорово звучит. Он незабываем. Очень много музыки обрабатываю и народной, и популярной. Мы же не зря стали лучшим народным коллективом страны.

Фото: Из личного архива

- Что это за история?

- Министерство культуры организовало проект на лучший самодеятельный коллектив страны по направлениям: народная музыка, народный танец, народная песня, фольклорные коллективы. Мы прошли отборочный тур в Москве и попали в финал, который проходил перед самой нашей Ганзой в Твери. У нас было всего 5 часов: мчались в ливень, чтобы быстро исполнить программу. А там уровень такой высокий, что уже по жюри можно судить: народный артист, всемирно известный домрист Александр Цыганков, руководитель хора имени Пятницкого Александра Пермякова. 96 коллективов принимают участие, 20 борются в нашем направлении. После программы мы мчимся в Псков, нам же Ганзу открывать, а через несколько дней  мне звонят: вы победили, приезжайте на гала-концерт! Какой нам гала-концерт, если у нас в Пскове трехдневная ганзейская программа «В гостях у «Сказа»?

- Видимо, эта новость за Ганзой и потерялась… Кстати, псковская какая по счету у вас из всех Ганз?

- Побывал я на 18.  Эта - 19-я. В эти дни было много выступлений, к тому же нёс ответственность за сцену на улице Пушкина. За три дня на нашей площадке выступило 37 коллективов, в том числе иностранных. Со всеми артистами решали, думали, как сделать лучше, интереснее, ярче. Спасибо новгородцам, очень помогли технически.

- Можете дать псковской Ганзе оценку?

- Скажу одним словом – грандиозно!

- А предрекали едва не провал: город грязен, не отстроен, не отмыт, гостям стыдно показать!

- Тоже не понимаю, почему Псков должен быть свеж и чист только к этим дням? Город должен быть прекрасен всегда! Впервые мы поехали на Ганзу в Кёльн в 1988 году, это была моя первая заграничная поездка, когда ещё существовали ГДР и ФРГ, когда с нами ездил Иван Егорович Калинин, и мы вообще не понимали, что это такое, собирали деньги на Германию. И наш Псков через три десятка лет становится столицей Ганзы. Тогда невозможно было подобное представить!

- Я тоже поняла, что такое Ганза - это единение, а кульминация – шествие делегаций городов, когда всех любишь и хочешь обнять в порыве чувств.

- Да! Это дружба и взаимопонимание. Мы столько раз видели этих людей, которые представляют творческие коллективы, что стали огромной семьёй.

Получился мощный красивый праздник. Подобного экстаза в Пскове не помню.

Нас в субботу вечером перед салютом не отпускали - такого количества зрителей в Пскове я не видел никогда. А мы не час, а полтора играли – было не остановиться, люди просили ещё и ещё.

- Как думаете, ваша дочь тоже будет музыкантом?

- Она еще маленькая,  но полноценный участник «Сказа», играет на перкуссии, всех ударно-шумовых инструментах, в музыкальной школе -  на гуслях и фортепиано, занимается вокалом. А что ей остаётся делать, если она с двухнедельного возраста на репетициях? Она артистичная и хорошо себя чувствует на сцене.

- А вы популяризатор народной культуры в Пскове!

- Наверное… С музыкантами сейчас очень сложно: найти, воспитать, выучить. Это труд, а молодёжь, известно, не очень его жаждет.

Фото: Из личного архива

Помню свои сточенные пальцы в музучилище, когда играл в шести ансамблях. Работал с утра до ночи. Сейчас народ идёт туда плохо, поэтому и уровень образования невысок. Мне еще повезло застать время, когда туда было очень сложно поступить и очень престижно учиться. Пришел в училище в 1995 году после армии. Да, хоть и служил в оркестре в нашей дивизии ВДВ, но в прыгающем оркестре. Как все – с парашютами. Так что в музучилище застал окончание яркой творческой жизни, когда была здоровая конкуренция между студентами, когда все ездили на конкурсы и соревновались за первые места друг с другом.

Сейчас у нас  огромный кризис баянистов. Звонят мне - где бы найти, чтобы нет, не преподавали, а хотя бы в музыкальных школах в ансамблях играли…

- Творческих людей принято спрашивать о планах.

- Официально я в отпуске, но каждый день расписан по минутам. Много проектов, акций в связи с победой в последнем конкурсе. Мы ещё и министерский  грант выиграли. И есть идея не просто с концертами выступать, а именно для молодёжи, чтобы не просто знали про «Сказ», а захотели пойти учиться в музыкальной школе, так что они – наша целевая аудитория. Да и всё лето в Питер ездим с концертами, там любят псковский колорит. Летом участвовали в  фестивале в Германии, скоро будем представлять Псковскую область на очень серьёзном мероприятии. Планируем принять участие в акции исполнения Гимна России на Газпромарене в Санкт-Петербурге. И вообще стараемся идти в ногу со временем, зарабатывать на дальнейшие проекты и гастроли, никогда ни у кого ничего не просим!

- На центральные каналы не пробовали пробиться?

- Там нужны огромные деньги, господдержка, это же коммерческие дела. Но в Москве нас знают как лауреатов конкурсов и фестивалей, активных участников концертов, приглашают часто. Увы, в нашей стране нет дружбы между «народниками», сейчас нет лидера движения, каким был Николай Николаевич Калинин, продвигающий народную культуру. Даже в Москве, даже в академии Гнесиных народ не идёт на концерты «народников». А на нас – идут!

- Когда у вас ближайший концерт?

- Завтра!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах