Недавно министр культуры Александр Авдеев, выступая в Госдуме, попросил вдвое увеличить средства, выделяемые на культуру, - иначе она захлебнётся. А без культуры страна не может претендовать на роль мирового лидера.
О том, как помочь развитию культуры в России, о плюсах и минусах нашего телевидения и о многом другом министра расспросили журналисты «АиФ».
В заложниках у кризиса
«AиФ»: - Александр Алексеевич, видимо, нашей сборной надо было с треском провалиться в Ванкувере, чтобы стало понятно, что в спорте ситуация сегодня катастрофическая. А в культуре у нас ещё есть запас прочности?
Александр Авдеев: - Я бы не говорил о катастрофе на Олимпиаде. Что же касается культуры, то внешне всё хорошо: несмотря на кризис, нам сохранили прежний бюджет, в стране открываются новые театры, проводятся фестивали, появляются новые таланты. Но, к сожалению, в обществе исчезло понимание того, что культура - важнейший компонент нашей жизни. Ведь в широком смысле культура - это не набор информации о театрах, музеях или музыкальных произведениях. Это нечто формирующее у человека мировоззрение, нравственные принципы, расширяющие его кругозор. У нас же пока на культуру смотрят как на что-то второстепенное, развлекательное, считая, что гораздо важнее другое - экономика, рост ВВП, новые технологии. Не спорю, это важно. Но… В течение многих лет мы ищем национальную идею, способную объединить страну. А она очевидна. Именно культура и есть это объединяющее начало. Мы видим, что расцвет экономики далеко не всегда означает расцвет государства. В мире есть страны с высоким уровнем жизни, прекрасно развитой экономикой. Но там нет культуры, а это, я считаю, опасный симптом для общества.
«AиФ»: - Вы очень точно продиагностировали болезнь. Но теперь необходимо определить пути её лечения. В советское время культурное образование народа не пускали на самотёк. Так, может быть, и сегодня пора создать более жёсткую систему навязывания культуры?
А. А.: - Я частично с вами согласен. Только слово «навязывать» я заменил бы «воспитанием культурой». Построить систему образования таким образом, чтобы у человека возникало желание не только потреблять, но и творить. Беда в том, что в 90-е годы серьёзная культура оказалась неготовой к рыночной экономике. Конечно же, её сильно обеднил распад СССР - разорвались связи с замечательными деятелями культуры из бывших союзных республик. Да и они многое потеряли, прервав связи с Россией. Во-вторых, культура стала заложницей рыночной экономики и всех тех социальных язв, которые мы получили после распада прежней системы. Она оказалась беспомощной, беззащитной, и её начал вытеснять шоу-бизнес. Ценность того или иного культурного явления стала определяться тем, насколько хорошо оно продаётся на рынке, а не тем, сколько творчества, таланта вложено в его создание.
К сожалению, среди проектов не было нацпроекта «Культура». Кто-то тогда объяснил его отсутствие: мол, культура для нас всегда в приоритете. Но это не больше чем игра слов. Подобный проект нужен и сейчас. Необходимо сформировать такую систему ценностей, при которой приобщение к культуре считалось бы престижным. На Западе это уже осознали. Там человек, который хочет добиться успеха в обществе, понимает, что только денег для этого недостаточно, важно иметь ещё и высокий культурный уровень, заниматься благотворительностью.
Строить - так на века
«AиФ»: - Сейчас не только Россия, весь мир готовится к юбилею Победы. Но недавно в редакцию пришло письмо читателя, который решил пойти в книжный магазин, чтобы купить там книги или плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. А нашёл лишь пару несчастных книжек. Что же мы: и новых героев придумать не можем, на которых можно было бы воспитывать молодое поколение, и собственную гордость - ту же Победу - замазываем?
А. А.: - Наверное, какая-то часть читателей разделит ваше негодование. Но найдётся другая часть, которая согласится со мной. Многое зависит от родителей. Именно в семье начинается приобщение ребёнка к культуре, к книге, к музыке. Привить ребёнку вкус к чтению - кроме родителей, этого никто больше не сделает. И если в воспитании детей недостаточно присутствует базовая культура, значит, мы сами виноваты. И проблема - в нас самих, а не в наших детях.
Нам, к счастью, не надо, как американцам, снимать фильмы или сочинять книги о войне с нуля - у нас есть великая военная литература, которая трогала наши души и сердца и которая не может оставить равнодушными и сегодняшних ребят: Константин Симонов, Юрий Бондарев, Василий Гроссман, Борис Васильев, Василь Быков. Просто её нужно переиздавать и перечитывать! И фильмы есть хорошие - «Звезда», «В августе 44-го...», «Поп» Владимира Хотиненко, «Риорита» Петра Тодоровского, «Одна война» Веры Глаголевой.
Конечно, говоря об искусстве, мы не должны обращать свой взгляд исключительно назад. Но о корнях, о базисе культурном помнить надо! Сейчас мы проводим Год Чехова, в прошлом году отметили юбилей Гоголя. Эффект поразительный. Книги Гоголя стремительно раскупили. Он оказался невероятно актуален.
Сегодня мы вновь открываем для себя Чехова. Он пишет о непреходящих вещах, и каждое поколение в его повестях, рассказах, пьесах находит свои проблемы и свои мысли. Тот же «Вишнёвый сад» - о том, каким беспомощным оказывается человек перед крушением старого мира. А сколько людей были психологически травмированы и не нашли своего места после развала Советского Союза. Вот и получается, что у каждого из нас тоже может быть свой «Вишнёвый сад».
«AиФ»: - На «правительственном часе» в Госдуме вы подняли вопрос о рекламе на телевидении.
А. А.: - Телевидение, которое принято обвинять во всех смертных грехах, за последние два года, на мой взгляд, улучшилось. И на Первом канале, и на «России» стали внимательно следить за чистотой русского языка. Появилось очень много хороших экранизаций классики, исторических фильмов, общеобразовательных - на телеканалах в это вкладывают большие деньги. Позитивный процесс хотя и медленно, но идёт. Но при этом ощущается, что зритель устал и от однообразных сериалов со стрельбой и насилием, и от некачественного юмора, и от бессмысленных развлекательных историй.
В Госдуме мне задали вопрос о телевидении, и, хотя это не входит прямо в компетенцию нашего министерства, я счёл необходимым поднять эту серьёзную тему. Культура формирует нравственность общества, а значит, и Министерство культуры чувствует свою ответственность за то, что показывают на телеэкранах. Конечно, система финансирования телевидения - дело очень сложное, требующее продуманности, ответственности и неспешности. На это обычно уходит не один год, поэтому моё предложение об отмене рекламы на телевидении не нужно воспринимать ни как директиву, ни как проект на ближайшее будущее.
Общественное телевидение существует в разных европейских странах. Есть каналы - ВВС, France-2, вещающие без рекламы. К такой реформе ни общество наше, ни государство пока не готовы. Но ставить такую цель необходимо. За хорошее телевидение кто-то должен платить. Если это делает государство, то бюджетное бремя очень велико. Судя по мировому опыту, оптимальным вариантом является общественное телевидение. Идти к нему непросто, но начинать «прокладывать путь» надо уже сейчас. Это серьёзная реформа - и экономическая, и социальная, и культурная.