Массовый психоз
- Юрий Васильевич, сегодня многие упрекают деятелей культуры в том, что они часто говорят о политических проблемах впустую…
- Слово как средство, помогающее познать, что есть такое современный реальный мир и что мы в этом сложном мире представляем из себя, - это инструмент, который исследует истину и, следовательно, справедливость. Толстой и Достоевский были политизированными художниками. Я не отношу себя к таковым. Но любая литература не может обойтись без идеи, без чаяний народа. А значит, без политики.
- Но ведь слово нередко бывает бездейственно. Если, к примеру, сейчас сказать обществу: «Живите по совести, не гонитесь за пустопорожними развлечениями, перестаньте бежать за долларом!» - разве кто-то серьёзно прислушается к этому?
- Когда-то Леонид Андреев написал драму со страшным названием «Царь Голод», показывая слабость человека в условиях катастрофических. Сейчас в нашей жизни, как это ни больно, господствуют «Царь доллар», «Царь евро», «Царь рубль». И это в стране, в которой когда-то было стыдно похвастаться своей зарплатой, если она оказывалась чуть выше зарплаты соседа. Но ныне подчинение доллару и евро похоже на охвативший людей психоз. С каким упоением показывают СМИ наших олигархов, выделяя миллиардные цифры их доходов! Мне, человеку несколько консервативному, становится чрезмерно неловко за страну, где не так давно экран телевизора был заполнен людьми из деревни, из рабочего класса: трактористами, комбайнёрами, свинарками, слесарями. Всё было направлено на то, чтобы поднять человека труда. А сейчас вы знаете хоть кого-нибудь из современных тружеников?
Опасаюсь, что от болезненной меркантильности люди будут освобождаться с трудом, неохотно. Деньги развращают и, в конце концов, извращают человеческую душу. Жажда иметь больше богатства, больше земли наводит на мысль, что человек хочет быть властителем над душами людей. Мне пришлось командовать на войне. Но тогда было наше общее дело, мы были равны - и солдаты, и офицеры - в сложных обстоятельствах. Котелок делили на троих, самокрутку - на двоих.
Что ж, скажем в 2006 году мы закупали импортные продукты на 35 миллиардов! С каждым годом эта цифра всё увеличивалась. И теперь мы закупаем 50 процентов необходимых нам продуктов. Стало быть, перешли границу безопасности в чём-то равнозначную безопасности военной. Если иссякнет этот идущий в Россию поток иностранных продуктов, то через три-четыре месяца страна может оказаться на грани голода. А это страшнее, чем война.
- Да, богатство развращает и извращает. Но ведь и бедность развращает. Возникает та самая зависть, ненависть друг к другу.
- В наше переломное время малограмотные теоретики утверждают, что зависть - это качество полезного свойства. Мол, она рождает конкуренцию, конкуренция двигает экономику и промышленность, и таким образом всё общество продвигается вперёд. По их мнению, и литература тоже развивается от зависти, кроме того, зависть также родила Сталина, Гитлера, Тамерлана, Чингисхана, Наполеона. Весьма любопытно, кому и в чём они завидовали? Гитлер, надо полагать, действительно завидовал нашей плодородной земле, колоссальной территории, лесам, водам, природным богатствам - у нас есть чему позавидовать.
Но в нынешнее время я с тоскливым беспокойством смотрю на нашу деревню, она серьёзно больна. Можно, конечно, вложить огромные средства в деревню, построить там выгодные предприятия. Но если даже теперь всеми благами насытить деревню, то встанет другая важнейшая проблема: «А кто же будет на земле работать?» У нас 17 тысяч деревень стоят без единого жителя. В других одни старики и старухи, молодёжь уходит в города, среднее поколение, к нашей печали, уж слишком много пьёт. Медведев почти в каждом своём выступлении говорит о проблемах промышленности и сельского хозяйства. Но ведь существует огромный чиновничий аппарат, который не вполне владеет своими обязанностями, или вина тут в лености ума.
- Часто говорят, что России нужна «сильная рука». Вот вы заговорили о Сталине. Когда выбирали символ России, много голосов набрали Сталин и Ленин. Именно потому, что люди их считают примерами той самой «сильной руки»?
- Наверное, и потому что народ почувствовал: все наши милые обещанные реформы не сделали движения вперёд, как значилось на словах. И жить стало не лучше и не веселее. Хотя, впрочем, веселья не уменьшилось. Всё это должно как бы помочь бежать оглуплённому человеку в мир сладких иллюзий и снов в сумасшедший рай сексуальных похождений. Экраны телевизоров, пресса, программы, радио заполнены шоу, легковесной болтовнёй, играми, как будто этим можно отвлечь народ от насущных проблем: чем кормить детей, в какую школу их устраивать? Тем более что за последние десятилетия закрыто десять тысяч школ. И каждый год будут запираться на замки 600 сельских школ. Министр образования, наконец, додумался до гениальной идеи - сделать Россию безграмотной! Должен сказать, что я воевал рядом с ребятами, призванными в армию из деревни. И все они были грамотные, все заканчивали семилетку или десятилетку. Я почётный профессор Государственного гуманитарного университета имени Шолохова, встречаюсь с преподавателями, со студентами. Я вижу, что к реформам образования отношение резко отрицательное. Кто-то, не сдерживаясь, даже назвал министра убийцей образования. Поэтому и голосуют за Сталина и Ленина. Это не ностальгия. Просто надуманные реформы ничего народу не дали. Деревня обеднела, экономика буксует, культура опустилась на несколько ступеней, СМИ никак не приблизятся к насущным проблемам и бедам народа, а подчас заняты склоками, разборками...
Эх, молодёжь…
- В прошлом интервью «АиФ» вы сказали, что культура спасёт нашу страну. Но прошло время, и, как я понимаю, вы теперь считаете, что культуру саму надо спасать?
- Я очень верю, пройдёт 20-25 лет, и произойдут грандиозные перемены. Ведь за последние 20 лет родилось новое поколение. Оно другое, чем, к примеру, наше. Бывают определённые периоды исторических спадов и подъёмов нравственного состояния общества. Наше поколение, пришедшее на войну в самый судьбоносный её разгар, в 1942-м, было нравственно чистым. Я считаю его святым поколением. Того, что мы зарабатывали, хватало на простую еду и скромную одежду. Но какая скорость, какая надежда и одержимость были в тех трудовых пятилетках! Уже в Сталинграде мы почувствовали силу, мощь и количество нашего оружия, созданного на тыловых заводах. У нас был приказ: «Стрелять столько, сколько возможно выпустить снарядов». Мы стреляли до того, что стволы орудия раскалялись. И мы верили, и мы жили надеждой. От нашего поколения в живых осталось всего 3 процента. И своих фронтовых сотоварищей я буду до конца дней своих помнить, как самых близких.
В современном же поколении я замечаю какой-то спад. Но я думаю, что неизбежно снова начнётся подъём мысли и энергии, возникнут другие ценности вместо этих шуршащих в пальцах бумажек. Начнут думать о главных проблемах жизни и смерти. О том, что мы живём на этой земле немыслимо короткий срок, одну секунду в мировом времени, и тратить этот жизненный срок в одну секунду для зарабатывания долларов - глупейший нонсенс.
Досье
Юрий Бондарев родился в 1924 г. в Орске, участник Великой Отечественной войны. Дебютировал в печати в 1949 г. Самые знаменитые произведения - «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1972 г. - Ленинская премия). Его книги переведены на 85 языков, издано более 25 млн. экземпляров.