Ответ на этот вопрос давно ищет пскович Александр Павлов - один из создателей фольклорного ансамбля «Коляда». Прямо скажем, практические занятия народным творчеством - не самое распространённое увлечение среди молодых людей.
Время петь
- Саша, чем же можно объяснить ваше увлечение русским фольклором?
- Да я много чем увлекаюсь… Если говорить о музыке, то я был и остаюсь битломаном, всегда с удовольствием слушаю группу Pink Floyd. А в годы студенчества отдал дань увлечению рок-н-роллом: тогда мы собрали свой ансамбль «Solaris» и пробовали исполнять собственные композиции, но фольклор и впрямь стоит как-то особняком. Вообще всё началось ещё в педагогическом институте, когда меня пригласили на занятия ансамбля «Плескава». Представителей мужского пола там было маловато, поэтому мне порой приходилось отдуваться за троих, а то и за пятерых, но мне понравилось. Со временем появился вкус к этому делу, единомышленники, и захотелось исполнять, петь то, к чему душа больше лежала. Так в конце 2008 года и появился наш ансамбль. Если быть точным, то 22 декабря, который мы считаем официальным днём рождения. В природе в этот день происходит солнцеворот, и по древнему поверью бог Коляда выходит к людям, неся им свет и знание.
- Ваши единомышленники - кто они?
- В состав ансамбля входят люди самых разных профессий: Борис Широкшин (менеджер), Анна Соловьёва (научный сотрудник Псковского музея-заповедника), Лена Пушилина (учительница коррекционной школы), а Саша Кузьмин - кузнец. Жена моя Наташа преподаёт в одном из экономических институтов Пскова.
- У вас есть специальное музыкальное образование?
- Увы. Но и в деревнях мало кто умел читать ноты и петь по ним. Устное народное творчество существовало тысячелетиями, передавалось из поколения в поколение. За то время, что мы занимаемся, пришлось научиться играть и на гуслях, и на балалайке. Не говоря уже о том, что в музыкальной палитре коллектива есть жалейка и скрипка, вистлы (это ирландская или английская продольная флейта), окарина, кугиклы (тоже разновидность флейты), блок-флейта, волынка, бубны, гармонь.
Кто мы и откуда?
- Скажите, а зачем вам это нужно?
- Сказать просто «нравиться» было бы неправильно. Если хотите, это попытка найти корни, стремление понять: насколько мы соответствуем своему статусу и званию. Как было кем-то сказано: «Песня - душа народа. Отними у него песню - и не станет народа». А то ведь получается, что слушаем мы попсу, едим попкорн, пьём колу, смотрим голливудские ужастики. И отличает нас от наших сверстников в Европе только то, что говорим по-русски. Но русские ли мы на самом деле?
- Но у нас очень много коллективов, которые с эстрады исполняют народные песни…
- Мы с ними не соревнуемся, хотя бы потому, что мы всё-таки самодеятельность. С другой стороны, то, что исполняет, например, «Золотое кольцо» или коллектив под управлением Надежды Бабкиной, - такая же попса. С одним только отличием: на эстраде эти исполнители рядятся в псевдонародные сарафаны, но настоящий фольклор там и не ночевал.
- Какие вы ставите перед собой цели?
- Если коротко, то просветительские, но по большому счёту то, что мы делаем, и хобби-то назвать уже нельзя. Это часть жизни, её нравственный стержень, как бы пафосно ни звучало. Через песню, танец, музыку или ремесло мы общаемся с нашими предками, питаемся их энергией, их мудростью, познаём родовую память и передаём её дальше - нашим детям. По сути, мы все на генетическом уровне являемся носителями некой информации - биологической и культурной. Надо лишь уметь активизировать её. Мы стараемся донести до наших слушателей, что есть мощный пласт русской культуры, о существовании которого мало кто сегодня догадывается.
На волю!
- Сейчас модным стало движение т.н. шифтеров, которые бегут из городов, чтобы жить в «пампасах» вольной жизнью. Вы не из их числа?
- Мы никуда не бежим, просто делаем то, что нравится. Просто в какой-то момент приходит осознание, что нельзя быть полноценным, гармоничным человеком, обитая в железобетонной коробке, занимаясь нелюбимой работой, чтобы потом иметь возможность купить на них пищу сомнительного качества или какие-то атрибуты «успешной» современной жизни. Лично меня вообще-то тянет за город, подальше от сумасшедшей цивилизации.
- А как вас воспринимают окружающие?
- Нормально. Правда, когда мы репетируем на открытом воздухе, бывает, что кто-то по незнанию бросит: сектанты какие-то. И это конечно не так: все мы крещёные, хотя лично я считаю, что многое из того, что мы поём и показываем, имеет прямое отношение к вере, но к вере языческой. В православии сохранилось очень много от старинных славянских верований. Например, плетение венков из веток берёзы на Троицу. Таких примеров - множество, и это только доказывает очевидное: когда Русь приняла христианство, в народной памяти сохранилось множество обычаев и обрядов из прежней, ещё перуновской эпохи - все мы с тех пор живём двоеверием, и только слепой этого не видит.
- У каждого проекта есть какие-то цели, планы. Поделитесь, о чём вы мечтаете?
- Есть у нас идея создать в Пскове фольклорную семейную студию, где можно было бы заниматься не только детям, но их мамам и даже папам. И не только петь песни, но и заниматься научной работой, ремеслом, для мальчишек и их пап - воинское искусство, да мало ли дел можно придумать?