Примерное время чтения: 6 минут
69

Игорь Зорин: "Пока процветает шиномонтаж, туризму места нет!"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 02/07/2008

На прошлой неделе Псков посетил ректор Российской Международной Академии туризма, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития, действительный член Российской Академии Естественных наук, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации Игорь Зорин. Пользуясь возможностью, мы решили узнать о перспективах дальнейшего развития сферы туризма в Псковской области.

Категорически не хватает кадров

- Игорь Владимирович, скажите, пожалуйста, с какой целью Вы приехали в наш город?

- Во-первых, посмотреть Псковский филиал Российской Международной Академии туризма, я его ещё не видел. Во-вторых, себя показать, ближе познакомиться с преподавательским составом. Ну, и самое основное - это Всероссийская конференция, которую проводит Министерство образования в Пскове. Главная проблема, которая будет на ней обсуждаться, связана с развитием системы образования в сельской местности. Это важный вопрос, потому что с 1990 года сельское население нашей страны сократилось с 25% до 4%. Я абсолютно убеждён, что из сельской местности молодые люди уходят, потому что там нет перспективы образования. Если же в районах открыть филиалы крупных вузов, то исчезает необходимость уезжать, появляются новые рабочие места, район получает толчок развития - новую жизнь.

- Это Ваше первое знакомство с Псковом или Вы бывали здесь раньше?

- Первый раз я побывал на Псковщине ещё в детстве вместе с родителями. Здесь проходили туристические маршруты, в том числе и через Пушкиногорье, там мы и были. Уже в студенческие годы в рамках студенческого научного общества вместе с группой я посетил Псков, Печоры, Изборск, Остров, Пушкиногорье и т.д. Когда я работал в Институте географии Академии наук, здесь проводились рекреационные экспедиции. Я привозил своих студентов изучать природные ресурсы Псковской области. На основе полученных данных мы разрабатывали проекты наиболее удачных видов отдыха для Пскова. И после этого бывал ещё несколько раз в ваших краях.

- Если сравнить город прошлых лет и современный, что Вас радует, а что наоборот огорчает?

- Современный город я увидел, но ещё не почувствовал. Я посмотрел только Кремль и Троицкий собор, который изменился колоссально, даже больше, чем весь город в целом. Особенно поразили изменения в экскурсии, она стала духовно наполнена, чего не было ранее. В советское время Псков был городом патриархальным. Во-первых, он был небольшим по сравнению с другими областными центрами. Во-вторых, был тесно связан с окружением, с системой сельского расселения. Он выполнял важную функцию местного центра. Псков был основан на земле и не чувствовалось отрыва от неё, хотя он продолжал оставаться индустриальным центром. Сейчас же присутствует ощущение, что город СОВРЕМЕННЫЙ, а не один из древнейших городов России, что это была одна из самых северных столиц мира. К сожалению, утеряна историчность. Если это вернуть, то город начнёт привлекать ещё больше туристов. Ещё очень огорчает, что культура Пскова известна во многих европейских странах даже лучше, чем в самой России.

Куда менеджер пошлет

- А теперь непосредственно о перспективах нашего города в сфере туризма. Как Вы оцениваете шансы Пскова стать одним из туристических центров нашей страны?

- Туризм - это то, чем профессионально занимаются люди. Чем больше будет людей, которые найдут в нём своё призвание и поверят в туризм, тем больше будет шансов. Сейчас количество профессионалов ничтожно мало. Псковский филиал Российской Международной Академии туризма ежегодно выпускает около 100 менеджеров, этого недостаточно. Чтобы туризм в городе развивался, их должно быть около 1500 человек. Вдобавок к этому ещё 5 специалистов среднего звена. Проблема Пскова только одна - это подготовка кадров. Ведь нужно готовить не только руководителей, но и обслуживающий персонал. Тем не менее вся эта система постепенно развивается. Очень перспективным является сейчас развитие колледжских программ.

- Давайте подведём некоторый итог. Чего же не хватает в нашем городе, чтобы стать туристическим ЦЕНТРОМ?

- Не хватает людей, которые понимали бы, что из условий края можно создавать продукт, который хорошо продаётся. И не хватает квалифицированных специалистов. Они есть, но их очень мало. Плюс к этому нужно развивать систему закрепления людей в сельской местности, где они смогут создать туристский продукт, а значит, появится рабочее место.

- Но ведь какая-то основа для развития туризма в нашем городе уже создана? Нам ведь есть от чего отталкиваться?

- Сейчас все отталкиваются от материальной базы. Но даже если она есть, то это вовсе не значит, что что-то может получиться. Сейчас главный элемент - это обслуживающий персонал. Работать нужно именно в этом направлении. Приведу очень актуальный наглядный пример: для проведения Олимпиады в Сочи необходимо около 200 тысяч обслуживающего персонала, всё население города едва ли составит эту цифру, но ведь пойдут работать в обслуживание далеко не все. Имея деньги, можно понастроить гостиниц и спортивных комплексов, но если не будет кадров, то всё это не имеет ни малейшего смысла. Нет обслуживающего персонала - нет туризма!

- А что более всего, на Ваш взгляд, сможет привлечь туристов в нашем городе? Может быть, это памятники архитектуры, церкви, исторический или природно-ландшафтный комплекс?

- Больше будет привлекать то, чем будут интересоваться люди, работающие в туризме. Что менеджеры выберут, то и будет привлекать. Самое главное, что есть из чего выбирать. А пока, отталкиваясь от экономических выгод, выбирают производство спиртных напитков, табачных изделий, процветает шиномонтаж. Пока выгоднее производить что-то другое, а не туристский продукт. Когда люди поймут, что в реальной экономике нет ничего более эффективного, нежели туризм, тогда он развернётся в полную силу.

- А что лично Вас привлекает в нашем городе?

- Псков - это хорошее место для жизни, чего я не могу сказать, например, о Москве. Здесь чище, в том числе и воздух. Люди получше, не заморочены на бизнесе и зарабатывании денег.

Ольга НИКИТИНА

Чтобы Псков стал туристическим центром, нужно:

- вернуть городу утерянную историчность

- подготовить обслуживающий персонал

- развивать колледжские программы

- предложить интересный исторический продукт

- разработать программы закрепления людей в сельской местности

- опираться на интеллектуальную базу

- окончательно осознать, что самое эффективное в реальной экономике - это туризм.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах