На этот и другие вопросы «ясность внесла» Аида Разумовская, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ПсковГУ, жизнь которой связана с факультетом с 1975 года.
Лариса Малкова, PSKOV.AIF.RU:- Аида Геннадьевна, официально сообщается о 70-летии факультета, но он на протяжении десятилетий менял вывеску, какова же точка отсчета?
- В год окончания войны в Псковском учительском институте было создано историко-литературное отделение, на котором учился 21 человек. В 56-м году на базе этого отделения открыли историко-филологический факультет. Далее, в 57-м году, ввели новые специализации «История» и «Русский язык и литература». В 1963-м этот историко-филологический разделили на три факультета: исторический, русского языка и литературы и иностранных языков. Два года назад факультет иностранных языков праздновал 50-летие. А нам в этом году - 70. Дата возникновения определенная - 1945 год.
Время ренессанса
- Вы на факультете с момента поступления в вуз, и вся ваша жизнь связана с филфаком. На ваш взгляд, какие годы можно назвать расцветом факультета.
- Однозначно не скажу. За эти годы был литературный факультет, русской филологии, русского языка и литературы, филологический, с сентября этого года – факультет русской филологии и иностранных языков. Ведь это и время разных вузов. Педагогический институт, потом педагогический университет, сейчас –классический университет, и в каждом новом статусе есть периоды расцвета. Если говорить о педагогическом институте, то самое яркое время - когда работали наши выдающиеся преподаватели Софья Менделевна Глускина, Зинаида Владимировна Жуковская, Евгений Александрович Маймин, Алиса Ивановна Голышева, Фрида Самуиловна Марат, Эльза Владимировна Слинина, Вера Николаевна Голицына,Лариса Яковлевна Костючук (работает и сейчас) и многие другие. Что ни фамилия, то личность и имя всероссийского масштаба! 1970-80-е годы - ренессанс в истории факультета. Тогда и качество образования было очень высоким. Даже те, кто учился не на «отлично», все равно становились образованными людьми.
- Раз заговорили о преподавателях, то назовите и самых известных выпускников филфака!
- Если говорить об известных на административном поприще, то это, прежде всего, В.В. Емельянова, Л.П. Ильина, О.В.Ширан, В.Ф. Павлов, Т.О. Лозницкая. А сколько заслуженных учителей! Ольга Косенкова, Лилия Першина, Ольга Рябизова, Татьяна Болоздыня и много других. А директора школ! К тому же наш факультет укомплектован преподавателями – нашими же выпускниками, среди которых немало достойных и талантливых людей. А сколько известных журналистов, редакторов газет и телевидения! И это не случайно, потому что филфак учит умению мыслить и дает культуру.
Отчего пишут с ошибками?
- Почему же сейчас, мягко говоря, изменились выпускники? Почему они путаются в эпохах, безграмотно пишут? И их-то сложно назвать высокообразованными людьми!
- Сейчас другое общество, в котором люди перестали читать книгу, и самое главное - перестали читать дети.
- А ваши студенты?
- Очень сложно со студентами… Сложно заставить прочитать текст и научить его понимать. Нынешнее поколение молодых людей мыслит визуально. Оно воспринимает картинку, но не слово во всей его неоднозначности. Россия всегда отличалась от европейских государств тем, что у нас была высокая словесная культура. Русские люди тоньше, глубже, и это отражает наш язык, народные говоры, фольклор: синонимы, метафорические выражения, фразеологизмы! Сколько оттенков есть уодного и того же понятия! Европейская культура – это другая культура, визуальная, но сейчас нас подтянули именно к ней.
- Не потому ли они с ошибками и пишут?
- Раз они не держат в руках книгу, значит, не знают высоких образцов. Но сейчас и книги с ошибками печатаются, и, простите, газеты. А что в интернете! Это серьёзная проблема, идут глобальные изменения в обществе. Человек меняется антропологически, особенно в последние двадцать лет. Поэтому надо искать совершенно новые формы преподавания. Ведь от природы есть очень много талантливых детей, просто надо ими заниматься.
- К тому же, будем откровенны, лучшие дети едут поступать в столичные вузы. Кто остается? Понятно, те, у кого результат ниже, в основном выпускники районных и сельских школ, где уровень преподавания на порядок ниже, чем в городе.
- Но ведь и сам город изменился. Это уже не тот Псков, где в 1980-е жило много интеллигентных людей, неравнодушных к судьбе города. Сейчас студенты ходят мимо прекрасных церквей, музеев, исторических зданий – и ничего не знают. Их этодаже это не интересует. Но когда начинаешь с ними говорить, передавать свои знания, учить восхищаться городом, они заражаются.
Сколько бюджетных мест?
- Значит, не все потеряно и есть надежда?
- Я не смотрю в будущее мрачно, а стараюсь увидеть ростки лучшего. Наш факультет очень много делает в этом отношении, и это не высокие слова. Преподаватели стараются передать студентам весь опыт, знания, естественно, учитывая новые условия, в которых мы живем, используем современные технологии. Факультет мобильно перестраивается, несмотря на то, что он сохраняет академизм.
- Хочется, чтобы молодежь понимала, у кого учится. Где еще найдешь факультет с таким количеством докторов наук!
- На двух кафедрах у нас работают семь докторов наук. Такого прецедента в вузе больше нет. Причем, это доктора, защищавшиеся в столичных университетах, академических учреждениях. Наш факультет в научном плане очень сильный. Так что, обращаюсь к молодежи: если у вас есть желание учиться филологии – приходите: у нас есть разные программы бакалавриата, магистратуры и еще с 1990-х годов работает аспирантура по русскому языку и по литературе. Бюджетных мест в этом году было 32.