Уже ближе к вечеру, собрав все силы, он последний раз оторвал от земли лохматую голову. По железной дороге грохотал ленинградский поезд. На нем (Митька знал это твердо) всегда приезжал Хозяин. И тогда жизнь возвращалась...
Самооборона - не преступление
Официальная версия трагедии, озвученная милицией поселка Плюсса, выглядела так. В феврале 2004 года двое рабочих железной дороги были направлены на вырубку кустов вдоль железнодорожного полотна. Единственный пригодный для зимней поры путь (протоптанная тропинка) проходил по территории бывшего деревообрабатывающего комбината. Сейчас помещения арендует какое-то ООО, и его охраняют сторожа, бригаду которых возглавляет Александр Дубинин. Два года назад для охранных целей он приобрел в питомнике породистого щенка кавказской овчарки. Животное отличалось особой агрессией и как-то искусало маленькую девочку.
Путь рабочих-пильщиков проходил мимо "кавказца", который залаял на чужих. Вышедший на шум сторож предупредил, что собака может сорваться, и предложил выбрать для возвращения другой путь. Но поскольку идти было больше негде, пильщики возвращались той же дорогой. Услышав грозный лай, завели кусторез (агрегат, напоминающий бензопилу, только с более длинным лезвием) - "на всякий случай, обороняться". Миновав собаку, тот, который шел с пилой, обернулся и увидел, что животное порвало ошейник и бросилось на них. Он развернулся, и собака в прыжке угодила на "режущую часть пилы". Вердикт "самооборона", вынесенный плюсскими сыщиками, не предусматривает уголовного наказания.
Самооборона или убийство?
... Митяй умирал очень долго - полдня. Пила отрезала ему переднюю лапу и разворотила тело. Хозяин поднял на ноги всех ветеринаров - но они беспомощно разводили руками: медицина не всесильна. "Бедненький, как он мучился! Из последних сил подполз к будке, поближе к людям, - вспоминает сторож, дежуривший в тот день. - А питерский поезд мимо шел, так он рывком голову поднял. Саша из командировки всегда на нем возвращался, Митяй привык".
Рассказ сторожа-очевидца слово за словом, напрочь рушит весь "диагноз" о самообороне. Во-первых, довольно абсурдно вырезать какие-то кусты в конце февраля, когда их еле видно из-под снега. Во-вторых, путь через территорию комбината был ...самым неудобным из всех возможных. Протоптанная тропинка вела только до вагончика сторожей и собачьей будки, дальше - занесенное снежное поле. Потом овраг, заросший высоким и густым кустарником. Добраться до места по расчищенному железнодорожному пути было бы гораздо проще и ближе.
С "нападением собаки" тоже все не просто. Александр Дубинин прибежал на место происшествия минут через 20 после случившегося и сразу же позвонил в милицию. По его словам, участковый инспектор появился лишь...через два дня. И, говорят, очень удивился: какое нападение, если собака погибла на расстоянии... меньшем длины ее цепи? Несмотря на тщательные поиски, так и не удалось найти ошейник Митяя. Может быть, потому и не удалось, что он был не порван собакой, а перерезан пилой?
Я погибла бы вместе с ним
...Митяй с малышового возраста жил в квартире. Толковость и добродушие передались от хороших родителей - тому свидетельство его международный собачий паспорт. Соседка из нижней квартиры подшучивала над хозяевами: "Он у вас лает хоть когда-нибудь?" А окрестные ребятишки шумно и весело соревновались, кто Митьку "заборет". Хозяева пса обожали: "Он нам был, как человек. Тем более, что своих детей у нас нет", - и баловали иногда куриной печенкой и шоколадными сырками. Они искренны, потому что количество фотографий Митьки у них просто огромное: кого не любят, не фотографируют. Когда малыш подрос, его вполне официально оформили на работу - сторожем. Однажды на охраняемую Митяем территорию зашел начальник предприятия. Зашел без предупреждения как раз в тот момент, когда пес бегал без привязи. Митяй подбежал к нему, закинул лапы на плечи и обнюхал: "Ни укусил, ни костюм не порвал"...
"Если бы в тот день я была рядом, я билась бы за Митьку до последнего. Может, смогла помочь. Или было бы два трупа", - вытирая слезы, говорит "мама" Митьки - Марина. Дежурившие тогда сторожа испугались мужиков с заведенной пилой и закрылись в вагончике: "Так могли бы и нас зарезать". Поначалу из-за страха за свою жизнь они боялись давать показания. Потом рассказали. Про то, как на их просьбу не злить пса, пильщики ответили отборным матом. О том, что пилу завели не перед, а задолго до приближения к будке: "Он и так лаял, а от такого шума и вовсе зашелся. Один из сторожей видел в окошко, как пильщик размахивал инструментом прямо перед мордой собаки... По их версии, это был не просто безмозглый пьяный угар. Митяй очень быстро "выпроводил" с территории комбината множество охочих до чужого добра - может быть, лишенные "дополнительного заработка" отморозки решили одним взмахом пилы просто избавиться от неудобного пса?
Три года ада
...Беспомощно держа на коленях голову умирающего пса, Александр Дубинин поклялся, что будет добиваться суда над мерзавцами, даже если делать это придется всю оставшуюся жизнь. Три последующие года он посвятил поискам справедливости. Плюсская милиция и прокуратура состава преступления не нашли - действия рабочих были признаны необходимой самообороной. А другой расклад вряд ли был возможен: милиционер, расследовавший дело, был одноклассником и приятелем пильщика, убившего Митьку. При поддержке московского центра защиты животных "Вита" Александр составил заявление в генеральную прокуратуру России. Вместе с ним это обращение подписали 35 известнейших деятелей искусства - Эльдар Рязанов, Клара Лучко, Алла Демидова, Валентин Гафт... Общее мнение выразил скульптор Александр Цигаль: "Я бы этих мерзавцев самих этой пилой распилил!"
- Мы более чудовищной истории не слышали за время своей работы, - рассказывает президент центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова. - Александру надо памятник ставить: за 3 года хождения по кругу можно было с ума сойти! Мы инициировали несколько сюжетов в СМИ. Но в Генпрокуратуре наплевали на всех звезд и на общественность - мы получили отписку о том, что "состава преступления нет".
...Три года Александр стучался по кругу в запертые двери. За это время истек срок давности за совершенное убийство. Поэтому в мировой суд Санкт-Петербурга поступил иск лишь о возмещении материального и морального вреда в связи с гибелью собаки. Ответчиком выступало ОАО "Российские железные дороги" - в этой фирме числились на момент преступления убийцы Митяя. Железная дорога иск не признала. Тем не менее, на заседании 5 апреля судья вынес вердикт: возместить материальный вред - 20 тысяч рублей, моральный - 5 тысяч рублей. Пока приговор не вступил в законную силу - ответчик имеет право подать на апелляцию.
- Мне материальная сторона не так важна, - рассказывает Александр. - Мне важно было справедливости добиться. Ведь я как оплеванный получился. Сколько я в свой адрес выслушал всего за это время! Раз даже по морде получил.
Справедливость получилась частичная. Убийцы собаки остались по сути безнаказанными. Правда, на железной дороге они уже не работают. Уволился из милиции и следователь, который вел это дело. А вот прокурору Плюсского района Татьяне Даниловой, дважды прикрывавшей уголовное дело про Митяя, повезло больше - за доблестный труд ее наградили орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. Впрочем, история еще может иметь продолжение. У правозащитников есть доказательства, что документы в деле об убийстве собаки были сфальсифицированы. В частности, заявление от матери якобы покусанной им девочки. Она лично подтвердила, что никаких бесед с "органами" не имела и никаких заявлений не подписывала...
... Примерно через год после гибели Митяя у кавказской овчарки в псковском питомнике народился пухлый и неуклюжий щенок. Он появился на свет 1 апреля - точно, как и Митяй. Супруги Дубинины продали ценные вещи, Марина отдала все золотые украшения. Теперь уже подросшее мохнатое чудо носится с детьми во дворе плюсской двухэтажки. Только зовут его чуть по-другому - Мишкой...
В тему
В последние годы псковская область получила дурную всероссийскую славу в плане беспричинной жестокости по отношению к животным. Вторым, облетевшим все центральные СМИ случаем, стало убийство бездомной собаки Мальчика. Это произошло в 2002 году в Москве. 22-летняя топ-модель Юлиана Романова (Юлия Волкова) шла по подземному переходу вместе со своим стаффордширским терьером. Увидев мирно спящего пса - любимца все окрестных продавцов, который жил в переходе уже 5 лет, девушка сначала натравила на беднягу своего стаффорда, а затем достала из рюкзачка кухонный нож и добила пса 6-ю ударами в пах, грудь и спину. Общественности, несмотря на многочисленные препоны, удалось довести до суда это дело. Вместо работы по контракту в Испании топ-модель с диагнозом шизофрения была помещена в психиатрическую лечебницу по месту жительства - в Псковскую область, деревню Богданово. Как стало известно, кровавый шлейф тянулся за ней с детства. Соседи подтвердили, что вместе с бабушкой она лично отправила на живодерню дворовую собаку. И потом часто привязывала животных к батарее и издевалась над ними. После этого случая группой энтузиастов на станции метро "Менделеевская" был установлен памятник бездомной дворняге - "Сочувствие".