Из фанеры и стекла
А обучать их тут станут программированию, управлению беспилотными летательными аппаратами и созданию своих коптеров, работе в современной научной среде, в том числе с различными типами современных микроскопов, моделированию в 3D и 2D, печати на 3D принтере, а также многому другому.
Инженер-педагог дополнительного образования Максим Васильев отвечает в детском технопарке за такое направление как «Хай-тек». Мы попросили его рассказать подробнее о своей работе.
Елена Яземова, pskov.aif.ru: - Максим, какие именно знания и навыки получают сейчас ваши первые кванторианцы?
- Во-первых, 2D- и 3D-моделирование, 3D-печать. Они учатся работать в программах, создавать трёхмерные объекты и распечатывать их на 3D-принтере. Ребята изучают ещё и лазерные технологии, у нас есть лазерный станок с возможностью резки и гравировки. Можно изготавливать, например, деревянные магниты, значки, конструкторы. Основные расходные материалы для данного станка – это фанера и акриловое стекло. Кроме того, мои подопечные осваивают фрезерные технологии на фрезерных станках с ЧПУ, которые управляются компьютером. А ещё изучаем работу с паяльным оборудованием и собираем различные электрические схемы. Ну и конечно учим обращаться с ручным и электроинструментом.
- Как технологический процесс выглядит на практике?
-Сначала ребята после обсуждения идеи переходят к разработке эскиза. Потом создают 3D или 2D модель в компьютерной программе, изготавливают её различными технологиями. При необходимости дорабатывают с помощью ручной обработки и осуществляют сборку.
И руками, и головой
- То есть, учите их работать не только головой, но и руками?
- Конечно! В «Хай-теке» ручной труд вообще обязателен, без него никуда. Тем более, насколько знаю по рассказам ребят, в школах на уроках технологии они в основном что-то пишут, готовят презентации и очень мало делают что-то руками, а это обидно. Мы же можем их этому научить. Бывает, что-то нужно отшлифовать вручную, просверлить, отпилить. У нас очень качественные инструменты, которыми приятно работать. Или, например, нужно помочь ребятам из других направлений подпаять квадрокоптер или сделать для него новую запчасть. В таких случаях они обращаются к нам, да и вообще у нас очень хорошо налажена взаимовыручка между квантумами.
- Сколько человек у вас сейчас занимается, и на какой срок рассчитан курс обучения?
- В общей сложности у меня сейчас 40 школьников в возрасте от 12 лет. Вводный модуль, по которому они сейчас занимаются, рассчитан на 72 учебных часа. Готовим их с нуля – и по теории, и по практическим навыкам. В конце же этого нулевого уровня им предстоит подготовить и защитить свои проекты, причём над каждым из них они должны работать командами. Это тоже важная часть обучения – научить работать в команде, разделять между собой обязанности и задачи, регулярно отчитываясь друг перед другом за результат.
- Задания для проектов раздаёте вы?
- Нет, идеи для них ребята тоже придумывают сами. Главное, чтобы их изобретение помогло решить пусть небольшую, но реально существующую проблему. В самом конце обучения состоится публичная защита этих проектов, на которой им нужно будет всё подробно рассказать, показать. После защиты им выдадут сертификаты об окончании установленного образца, так как мы организация с образовательной лицензией.
- Скажите, а на нулевой модуль вы берёте всех желающих или проводите предварительный отбор?
- На нулевой берём всех. Но подчеркну, что каждый новичок должен через него пройти в обязательном порядке. Ведь мы готовим будущих специалистов для высокотехнологической сферы, поэтому изначально должны быть уверены, что уже на самом начальном этапе ребенок обладает необходимыми базовыми знаниями и навыками. Дальше задача комиссии, которая принимает итоговые проекты, даёт рекомендацию о переходе на следующий уровень тем, кто был успешен и представил хороший проект.
Часы в стилистике «хайтек»
- А для остальных занятия в «Кванториуме» на этом завершатся?
- Нет, они смогут попробовать себя на вводном уровне какого-нибудь другого нашего квантума. Ведь, возможно, сначала ребёнок просто не совсем верно выбрал направление, и что в другом он проявит себя гораздо более успешно.
- То есть, по большому счёту ваша стратегическая задача – готовить будущую элиту страны, которая развивается как высокотехнологичное общество?
- Можно сказать так. И можно только позавидовать этим ребятам – получить подобные знания и навыки в школьные годы, да ещё и бесплатно… таких возможностей во времена моего детства, например, не было. Да и сейчас, думаю, мало в каких школах есть даже свой 3D-принтер, например.
- Ваши подопечные уже начали работу над своими командными проектами?
- Да, например, одна группа из 9 человек определила такую проблему. В нашем «Хай-теке» - очень большое помещение, но при этом нет ни одних настенных часов. Поэтому дети решили: нужно сделать большие часы в стилистике данного квантума и сейчас работают над этим. Уже сами с нуля разработали дизайн, выбрали материал, сделали корпус, сами программируют будущий «агрегат», параллельно решая, каких функций ему добавить в дальнейшем. Там ведь неограниченный перечень возможностей – можно сделать так, чтобы эти умные часы показывали не только время, но и дату, влажность воздуха, атмосферное давление, выдавать звуковые оповещения и т.п. При этом кто-то из них отвечает за разработку электроники и дизайна, кто-то много паял. У каждого из них – своя задача.
- Знаю, что перед тем, как начать работать в этом детском технопарке, вы прошли обучение в Сколково. Чему вас там научили?
- Совершенно верно, и не только я, но и все наши педагоги. А учили нас там работать с детьми, учить их мыслить самостоятельно и нестандартно, выявлять склонности и способности. Ну а практику мы проходили на том оборудовании, с которым работаем здесь. По итогам же этой учёбы мы официально стали наставниками «Кванториума».