265

Дмитрий Петров: «Изучение языка - это как освоение спорта»

Д.П.: - В нашей семье все каким-то образом были причастны к языкам, - рассказал Дмитрий Петров. - Оба родителя учились в Институте иностранных языков, были переводчиками. Бабушка закончила в 1917 году гимназию, читала мне в детстве на английском, французском, немецком. Наверное, то, что я стал профессиональным лингвистом, - это генетическая тяга. Но сама способность изучать языки присуща всем нам. Любой человек при желании может научиться играть на музыкальном инструменте хотя бы на базовом уровне. Так же и с языками.

«ТВ-Гид»: - Сколько языков вы знаете?

Д.П.: - Есть несколько языков, с которыми я работаю: преподаю, перевожу. Английский, французский, итальянский, испанский, немецкий, чешский, греческий, хинди. Есть языки (их около пятидесяти), на которых могу читать, но это не значит, что я свободно владею ими. При необходимости в течение примерно недели вполне реально так поднять свой уровень, что можно будет использовать эти языки в речи.

Иностранный - за неделю? Легко!

«ТВ-Гид»: - Говорят, что итальян­ский - самый лёгкий в изучении…

Д.П.: - Для русскоязычных людей он звучит более комфортно и понятно, потому что итальянская фонетика близка к русской. Структурно близок к итальян­скому языку французский. Но на слух он воспринимается гораздо сложнее. Нет сложных или лёгких языков. Просто один может потребовать больше внимания к его фонетической, звуковой части, а другой - к структурной. Чем больше различий в звуках и интонациях, как, например, в китайском языке, тем сложнее он нам кажется.

«ТВ-Гид»: - Почему международным языком стал именно английский? Он не отличается особой мелодичностью и лёгкостью правил.

Д.П.: - По двум причинам. Всё-таки английский структурно на порядок легче, чем остальные евро­пейские языки. Он по ходу истории потерял почти все окончания глаголов, существительных, он подчиняется математической логике. Вторая причина - экспансия англоязычного мира. Фильмы мы смотрим голливудские, последние 2-3 поколения слушают английские и американские песни. Ну и, конечно, играет роль экономическая мощь англосаксов.

«ТВ-Гид»: - На ваших уроках на иностранном языке новички начинают говорить с первых минут занятия. Как вы этого добиваетесь?

Факты
  • Дмитрий Петров родился в 1958 г. в Новомосковске Тульской обл.
  • Лингвист, переводчик, полиглот, автор методики интенсивного обучения иностранным языкам.
  • Окончил Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза, где сейчас преподаёт.
  • Жена Дмитрия Анамика Саксена родом из Индии. Переводчица, знает русский, французский, английский и хинди. Её отец переводил Достоевского и Чехова на хинди. Супруги познакомились в университете, где Дмитрий преподавал, а Анамика была студенткой.
  • Два сына и дочь. Также знают несколько языков.

Д.П.: - Использую принципы математики и психологии. Стараюсь создать комфортную атмосферу, чтобы ученики не боялись делать ошибки, чтобы язык воспринимался на эмоциональном уровне. Важен и другой принцип - из небольшого количества комбинаций можно строить множество предложений и конструкций. Чтобы понять структуру языка, надо освоить и довести до автоматизма несколько основных грамматических формул (Петров даёт их в виде простых, понятных таблиц. - Ред.). То есть усвоить, как спрягать глаголы, комбинировать слова в предложении, и выучить несколько сот слов, которые наиболее употребительны. В бытовой речи используется всего 300-400 слов, они охватывают 90% устной речи. Так что любой человек, даже с посредственной памятью, может выучить эти 300 слов очень быстро.

Не стремитесь к совершенству

«ТВ-Гид»: - Как считаете, может взрослый уже человек выучить иностранный язык в совершенстве? Или это доступно только податливому детскому уму?

Д.П.: - В плане способностей никаких ограничений нет, язык можно выучить в любом возрасте. Конечно, взрослому сложнее. В том числе из-за нехватки времени. Ведь дети, подростки, студенты основное время посвящают обучению, им легче. Для взрослых главный фактор - это мотивация. Это может быть желание найти новую работу, переехать, просто пообщаться, влюблённость, учёба и т. д. Что касается владения языком в совершенстве, то совершенство - это понятие абстрактное. Идеально овладеть языком невозможно. Мы ведь и русский знаем неидеально. Не надо ограничивать себя дилеммой: либо я говорю идеально, либо молчу. Говорить нужно в любом случае, даже если вы знаете всего несколько слов и умеете составлять элементарные фразы и предложения.

«ТВ-Гид»: - А с каких лет можно учить языку детей?

Д.П.: - Это очень индивидуально, зависит от конкретного ребёнка. Можно начать в любом возрасте, но очень внимательно отслеживать реакцию чада. Обучение должно быть не в тягость, а в радость - увлекательным, интересным. Ничего страшного, если в семье говорят на нескольких языках. Многие думают, что малыш будет путаться, толком не выучит ни одного языка. Это не так. Мы и на русском языке в первые годы жизни говорим не очень правильно, со временем это проходит - ребёнок научится воспринимать языки как отдельные системы коммуникации.

Дмитрий Петров и Сергей Лукьяненко на приеме в Генеральном Консульстве РФ в Нью-Йорке. Фото РИА Новости

«ТВ-Гид»: - Есть методики, которые предлагают изучать несколько иностранных слов каждый день, чтобы нарабатывать словарный запас. Это эффективно?

Д.П.: - Чтобы овладеть разговорной речью, надо запоминать не отдельные слова, а структуры, позволяющие создавать словосочетания и предложения. Для развития памяти полезно учить стихи или песни. Язык должен восприниматься как некая объёмная структура, пространство, в которое человек входит и чувствует себя в нём комфортно. Если есть желание овладеть языком на более продвинутом уровне, необходимо читать. Это даёт структурное восприятие языка и обогащает словарный запас. Можно начать с адаптированных текстов. Главное, не перетруждать себя. Можно читать каждый день по странице, по абзацу - да хоть по строчке, лишь бы это происходило регулярно. Регулярность важнее времени, затраченного на обучение. Каждый день уделять языку по 5-10 минут эффективнее, чем решить заниматься каждый день по два часа и никогда этого не выполнять.

«ТВ-Гид»: - Каждый учил иностранный язык в школе, институте. Но ведь, если его не использовать, он забывается…

Д.П.: - Ближайший аналог изучения языка - это освоение какого-либо вида спорта. Если вы один раз в жизни научились плавать или хотя бы просто держаться на воде, то уже не утонете. Да, чтобы свободно владеть языком, надо постоянно тренироваться. Но важно создать несгораемый запас, и тогда окончательно язык не забудется никогда. При необходимости этот «файл» можно будет открыть и довести до состояния, когда вы сможете свободно общаться.

«ТВ-Гид»: - С кем лучше заниматься: с носителем языка или с преподавателем-соотечест­венником?

Д.П.: - С носителем языка или в стране соответствующего языка полезно заниматься на более продвинутом этапе. На начальном этапе основы языка лучше постигать с соотечественником или с тем иностранцем, который очень хорошо знает ваш родной язык. Многие жалуются: я всё понимаю, а сказать на иностранном ничего не могу. В этом случае важно довести базовые структуры, отвечающие за связную речь, до автоматизма. Чтобы, как в спорте, вы не задумывались, какое движение следует выполнить в данный момент. Всё должно происходить на уровне рефлексов. Если же, наоборот, вы нормально говорите, но при этом многого не понимаете, по­пробуйте смотреть на языке фильмы, слушать радио - чтобы привыкнуть к речи, звучанию языка. Тогда он перестанет быть чужим и будет легче восприниматься. Психологический блок снимается, как только вы перестаёте воспринимать язык просто как набор букв и грамматических правил. Представьте язык по-другому, подумайте, какие образные, звуковые или даже вкусовые ассоциации он у вас вызывает. У кого-то это пейзажи, лица людей, звуки речи, кулинарные блюда, кто-то воспринимает страну и язык через музыку. Это помогает снять напряжение.

«ТВ-Гид»: - Как быстрее выучить язык? Что лучше: самоучители, экспресс-методики, 25-й кадр?

Д.П.: - Если это не первый язык, который вы учите, вам знакомы терминология и принципы построения самоучителя, то можно попытаться овладеть новым языком самостоятельно. Но, если вы никогда раньше не занимались по самоучителю, многое покажется вам непонятным...

Я сторонник интенсивных курсов, но чудес не бывает. Всегда нужно прикладывать усилия. 25-й кадр, возможно, хорош, чтобы тренировать реакцию, но выучить таким образом язык невозможно.

«ТВ-Гид»: - В реалити-шоу у вас в учениках - артисты, режиссёры, искусствоведы, то есть люди творческие. Трудно с ними работать?

Д.П.: - В основном эти люди никогда языком не занимались. Но у них развито образное восприятие, поэтому им достаточно хорошо давалась возможность войти в образ и эмоциональное пространство языка. С другой стороны, все они настолько заняты, что уделить внимание языку для них было проблематично.

«ТВ-Гид»: - А пригодились ли вашим телевизионным ученикам навыки, полученные на проекте?

Д.П.: - Те, с кем я контактировал после программы, говорят, что уроки им очень помогли, они уже успели воспользоваться знаниями в путешествиях, в работе.

Русский - самый богатый

«ТВ-Гид»: - Русский язык всё время пытаются упростить. Не приведёт ли это к тому, что мы его потеряем?

Д.П.: - Русский язык входит в десятку не только самых распространённых, но и информационно богатых языков в мире. А то, что он меняется, - это нормально, он живой организм. Разумеется, позволяя ему меняться, очень важно придерживаться норм, которые сохраняют язык как культурный ориентир. Например, буква «Ё», по моему мнению, - это святое. Она абсолютно оправданна. Вот французы тоже очень ревностно относятся к соблюдению традиций своей графики, даже если некоторые их графические знаки никак не отражаются в произношении. Во французском есть много слов, где произносится 1-2 звука, но пишется 5-6 букв, и французы борются за сохранение традиций.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах