«Его Величество остался довольным»
До сооружения постоянных металлических мостов сообщение между берегами реки Великой в Острове осуществлялось паромами, а также по лёгкому временному деревянному мосту на козлах. Но этот непрочный мост приходилось каждый год разбирать, к тому же он часто разрушался во время паводков.
Строительство металлических мостов началось в 1851 году. Движение по ним открыли 3 ноября 1853 года, но ещё раньше, 30 сентября царь Николай I в присутствии толп народа прошёл по новому мосту в сопровождении начальника 1 округа Путей Сообщения полковника Гергарда, который позже в своем рапорте указал: «К сему честь имею присовокупить, что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши».
Но время шло, и теперь этот уникальный памятник архитектуры требует срочного капремонта. Однако всё, что могут сделать районные власти на средства скромного муниципального бюджета – это лишь время от времени ставить заплатки на наиболее проблемных участках. А мосты между тем продолжают ветшать.
Так, до начала 1980-х по ним ходил автотранспорт, но потом из-за угрозы обрушения мосты сделали исключительно пешеходными. И теперь все автомобили, включая спецтранспорт (кареты скорой помощи, пожарные машины и т.п.) вынужден делать крюк в 5 км, чтобы добраться до нужного места. А ведь там на одном берегу – центр города, на другом - густонаселённый жилой микрорайон, музей, действующая Никольская церковь XVI века, где проходят и крестины, и отпевания.
При том, что ещё в 2015 году администрация Островского района заключила муниципальный контракт на выполнение проектных работ по их капремонту (реставрации). Разработанная проектная документация получила положительное заключение историко-культурной экспертизы госкомитета по охране объектов культурного наследия.
Парадоксы бренда
Правда, при этом оказалось, что сметная стоимость полной реставрации двух пролётов моста - более 300 млн. руб. Поэтому администрация района совместно с администрацией Псковской области направили заявку в Минтранс с просьбой о финансировании. Так как перспективы получить средства по линии культуры (хоть речь и идёт о памятнике федерального значения), похоже, близки к нулю.
«С висячими цепными мостами, настоящим брендом города Острова, сложилась парадоксальная ситуация, - констатирует глава Островского района Дмитрий БЫСТРОВ. - Это памятник федерального значения, но он находится на балансе муниципалитета. Объём необходимых на ремонт средств - более 270 млн рублей. Ни местный, ни областной бюджет не могут взять на себя такую ношу. На всех наших встречах жители района поднимают этот вопрос. Радует, что люди не остаются в стороне, выражают свою гражданскую позицию и беспокоятся о культурном наследии. Мы очень надеемся попасть в программу Минтранса. Это важный историко-культурный объект, который должен стать туристической доминантой нашего района».
Врио губернатора Псковской области Михаил ВЕДЕРНИКОВ тоже активно подключился к решению этого вопроса.
«Речь, в частности, шла о реконструкции знаменитых островских цепных мостов через реку Великая, - написал он на своей странице в Инстаграме о подробностях встречи с главой Островского района. - Это единственные (!!!) цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России. В свое время их автор - инженер путей сообщения Краснопольский - был удостоен ордена Святой Анны второй степени.
Сейчас уникальное творение инженерной мысли требует капитальной реконструкции. Объем требуемых вложений – почти 300 млн рублей. Для бюджета области и, тем более, района – сумма неподъёмная. Реализация проекта возможна только с привлечением федеральных средств. Будем обращаться в Росавтодор за поддержкой».
Помогут ли федеральные власти сохранить визитную карточку старинного провинциального города? Хочется надеяться, что да. Ведь островские цепные мосты – историческое наследие не только самого города или Псковской области, но без преувеличения – всей России.