При этом им приходится иметь дело с самыми разными ситуациями – от незаконных увольнений до контрабанды на границе.
Начальник-махинатор
Мы попросили Псковского транспортного прокурора Инну Распопину подробнее рассказать о работе этого ведомства.
Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU: - Инна Игоревна, какое уголовное дело из тех, которыми вы занимались в последнее время, оказалось самым сложным?
Инна Распопина: - Дело о сотрудниках эксплуатационного вагонного депо Дно, в котором фигурировали начальник пункта и двое его подчиненных. Сам начальник обвинялся в злоупотреблении служебными полномочиями и мошенничестве в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Если вкратце, то этот гражданин в 2009 году фиктивно принял на работу другого гражданина. Тот ни дня не проработал в депо, но все эти годы исправно получал зарплату – за то, что позволял начальнику бесплатно использовать свои фуры.
- А в чем заключалось мошенничество?
- В компании с другим своим подчиненным этот начальник заменял исправные литые элементы вагонных тележек на непригодные, купленные за копейки. Исправные же продавал. Общий ущерб от этих махинаций составил полтора миллиона рублей, а в числе потерпевших оказались не только РЖД, но и частные компании от Пермского края до Беларуси. Следствие продолжалось 2,5 года, причем один вагон мы так и не смогли досмотреть – оказалось, что он к тому времени ушел в Китай. В итоге суд приговорил этого начальника к 3 годам лишения свободы, его подельника-мошенника – к 2 годам. Приговор суда не вступил в законную силу. По третьему подельнику дело было выделено в отдельное производство. Ну и, конечно, им предстоит возместить нанесенный ущерб.
Воруют…
- Вообще нагрузка у вас на работе большая?
- Нагрузка большая. И нарушений с каждым годом выявляется все больше, и законодательство меняется. Так, большое внимание при осуществлении надзора мы уделяем соблюдению законов в сфере противодействия коррупции, требований при возникновении конфликта интересов, изучаем сведения о доходах, расходах служащих таможни, линейного отдела полиции и др. Нередко приходится сталкиваться и с взяточничеством, и со служебными подлогами, и со злоупотреблением служебным положением. Месяц назад, например, суд рассматривал уголовное дело по обвинению инспектора таможни в халатности. Уже после приговора по нашему настоянию он был уволен со службы с формулировкой «в связи с утратой доверия».
- Не могу не спросить: сотрудники линейного отдела доставляют вам столько же хлопот?
- Нет, они если и допускают нарушения, то в основном такие, за которые возникает лишь дисциплинарная ответственность, а не уголовная. Например, продал полицейский квартиру, добавил денег и купил более просторную. А доход от продажи старой в декларации не указал. Уголовных же дел в отношении сотрудников полиции не было возбуждено ни одного за 2014-2015 годы.
- Судя по пресс-релизам вашего ведомства, чаще всего вам приходится иметь дело с наркотиками. Это так?
- Да, 228-я статья УК у нас превалирует. Тем более, что на основании совместного приказа с УМВД региона сотрудники линейного отдела имеют право «работать» по наркотикам, оружию и боеприпасам не только на вокзале и его окрестностях, но и на территории всего Пскова. На втором месте в списке самых распространенных преступлений у нас стоят различные хищения с железной дороги – деталей, топлива. Вы не представляете, насколько часто это происходит, особенно в Дно, где размещается локомотивное депо. У иных машинистов и их помощников целые схемы отработаны: выезжают из депо, останавливаются в укромном месте, там их уже ждет скупщик топлива…
На своем месте
- Инна Игоревна, довольно необычно, что должность транспортного прокурора занимает женщина. Как вы вообще оказались на этой службе?
- Я мечтала работать в прокуратуре с ранней юности, и ни разу не пожалела о своем выборе. Здесь я чувствую себя на своем месте, чувствую себя нужной людям.
- Интересно, чем может помочь транспортный прокурор обычному гражданину?
- В транспортной прокуратуре я работаю с 2005 года, и на предприятиях транспорта меня многие знают. Поэтому люди часто приходят с жалобами: кого-то незаконно уволили, кого-то несправедливо премии лишили. Года три назад в Дно мужчину предпенсионного возраста уволили с железной дороги безо всяких на то оснований – просто он начальнику не приглянулся. Я сама ездила на судебные заседания, и в результате истца восстановили на работе. Или вот пару дней назад приезжала женщина из Острова с жалобой, что ее незаконно привлекли к административной ответственности. Сейчас проводим проверку.
- А еще какие жалобы от граждан бывают?
- В основном они все же касаются трудовых правоотношений. Но бывает, что и на проводников жалуются, например, или на работу таможенных служб. Правда, жалобы, связанные с таможенным законодательством, редко удовлетворяются. Просто потому, что оно специфическое, и самостоятельно разобраться в нем обычному гражданину достаточно сложно.