Более того, на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания уже внесен законопроект с поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, в соответствии с которыми виновные в продаже несовершеннолетним алкоголя и табака должны подпадать под уголовную ответственность, наказываться штрафом до 40 тыс. рублей, а также общественными работами.
Насколько эта мера своевременна и необходима? – с этим и другими вопросом корреспондент «АиФ» обратился к Татьяне Антоновой, заместителю главного врача Псковского областного наркологического диспансера, которая занимается проблемами подросткового алкоголизма.
- Несмотря на то, что я сама многие годы работаю с проблемными подростками, тем не менее, всегда с большой осторожностью отношусь к мерам крайнего воздействия. Я согласна с тем, что проблема раннего алкоголизма сейчас стоит чрезвычайно остро. Никогда не забуду случая, который не так давно произошел со мной в поездке: большая группа московских школьников возвращалась из Пушкинских гор, так сказать, приобщившись к прекрасному. С ними было двое учителей, но они не смогли справиться с ребятами, потому что уже через пару часов пути подавляющее большинство из них уже были, что называется, в хламину.
Нет, они не пили в открытую, на столах в купе у них были соки, но как я потом поняла: безобидный яблочный напиток был разбавлен более крепкой жидкостью. Мне, как матери и как врачу было горько и обидно, что поездка ребят (10-11 класс) в места по-настоящему удивительные, завершилась самой безобразной пьянкой. Понятно, что они «приготовились» к возвращению и заранее купили спиртное. Безусловно, тех, кто продал им эти напитки, нужно наказывать. И для этого в стране уже приняты довольно жесткие административные меры. Почему же они-то не работают? – постоянно задаю я себе этот вопрос. Сколько, например, в нашем городе было за последние месяцы оштрафовано нечистых на руку продавцов: десятки, сотни или единицы? Между тем, бывая в школах на учительских собраниях, постоянно слышишь: ларьки, где можно купить поштучно сигареты, слабоалкогольные шипучки буквально взяли наши общеобразовательные заведения в кольцо.
- Вы можете привести такие примеры?
- Сколько угодно. Особенно много жалоб было высказано педагогами школы №9, что расположена на улице Льва Толстого, лицея № 23 в Любятове. Ассортимент в этих торговых точках там довольно скуден: заменители полноценной еды, типа сникерсов или чипсов. И сигареты – поштучно, пиво, другие слабоалкогольные напитки, которые, как показывает практика, действуют на неокрепший организм еще более пагубно.
- На ваш взгляд, есть ли другие по-настоящему действенные способы борьбы с этим злом?
- Если наказывать, то наказывать нужно, прежде всего, рублем: чтобы продавец (а именно он отпускает товар) через свой собственный карман почувствовал силу закона. Продал бутылку пиво подростку – заплати не 500 рублей, допустим, а пятьсот тысяч. Не менее эффективной мерой можно считать и потерю лицензии. И не на пару недель, как предлагается сейчас нашими парламентариями, а пожизненно, как это принято во многих странах Европы. При этом милиция тут должна действовать по-настоящему беспощадно, потому речь идет не столько о нарушении правил торговли, сколько о здоровье нации. Тема эта актуальна особенно сейчас, в год Молодежи. У нас долго и безуспешно ведется дискуссия о том, что должна представлять собой национальная идея. «Рецептов» выписано много, но пока ни один из них не работает.
На мой взгляд, наиболее емко и точно на этот счет высказался Александр Солженицын, сказав, что сейчас на повестку дня встал вопрос о сбережении нации. С ним трудно не согласиться, однако ужесточение репрессивных мер – введение уголовной ответственности - даже ради благой цели никогда в истории не приносило позитивных результатов. Поэтому, прежде чем утверждать и навязывать стране очередные драконовские меры, нужно заставить работать уже принятый административный Кодекс. Не для проформы, а по-настоящему.