Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ» рассказал капитан Валерий АНТИПИН.
Попали в забастовку
- Валерий Германович, как вы пришли в профессию? И какова была система отбора кадров в советское время?
- Да у меня выбора-то не было особо: отец был капитаном! Когда окончил школу, он меня, чтоб не хулиганил, отправил в архангельскую мореходку, я окончил её успешно и пошёл плавать в мурманское пароходство, позже закончил
ЛВИМУ им. С.О. Макарова в Ленинграде.
В советские времена система отбора кадров была достаточно серьёзной. Во-первых, капитанами не ставили без высшего образования, кроме того, мне пришлось выучить английский язык в Санкт-Петербурге. Во-вторых, наши знания постоянно проверяли, так что пока я плавал - всё время учился. Начинал штурманом в 1972 году, а закончил капитаном в 1996 году, получается, что в море проходил 24 года.
- Скажите, а какой рейс вам запомнился больше всего?
- В моей жизни было три длинных рейса. Один - мы ходили в Нигерию на четыре месяца. Когда пришёл в пароходство, мы работали на линии Европа-Канада, круг занимал два месяца, у нас было два круга без захода в Советский союз.
Был и ещё один прекрасный рейс, когда мы попали в забастовку в Англии. Насколько я помню, там было что-то связанное с топливным кризисом, а мы привезли лес и выгружали его на машины. Все транспортные предприятия работали три дня в неделю, тогда лес возили не в пакетах, как сейчас, а россыпью, и каждую доску надо было с парохода снять… Вот так провели четыре месяца в Брайтоне, крупнейшем курорте Англии, - это, пожалуй, был мой самый счастливый рейс.
Сложные рейсы были в Арктику: работали на снабженцах, грузы выгружались на необорудованный берег. Не забуду, как мы катили бочки с топливом. Полярные станции в советское время были расположены от полуострова Рыбачий до Берингова пролива. За один рейс мы обслуживали 12-15 полярных станций. Работа была физически очень тяжёлой, но в то время я был молодой. Представляете, капитан в тридцать два года, мне всё это было интересно, преград не видел.
Путь - по звёздам…
- Как вы считаете, с течением времени на флоте что-то поменялось? Говорят, что теперь служат, в основном, иностранцы - это действительно так?
- Знаете, я плавал в счастливое время: другой флот был, другая организация. Через океан ходили без всяких GPS, брали секстан и определяли путь по звёздам, по солнцу. С технической точки зрения на флоте, конечно, произошли изменения, сейчас проблем с навигацией нет, появились появились навигационные системы. Судоводители всё больше становятся операторами. Вероятно, так и должно быть.
Я где-то вычитал у наших северных мореходов, что в море идут, как правило, за заработком, ради удовольствия никто не ходит. Я всегда это понимал, даже когда был молодой: действительно, интересная работа и платят хорошо.
Что касается второго вопроса, то, например, в Европе не хватает командного состава. Многие выпускники наших мореходок работают по контрактам в европейских компаниях. Я несколько контрактов проработал на иностранных судах, комсостав в основном был из восточноевропейских стран, а рядовые - из Юго-Восточной Азии.
Наш флот - это пока исключение. На судах под российским флагом работают наши соотечественники, возможно, мы тоже скоро перейдём на иностранцев.
Служить не хотят
- Валерий Германович, скажите, как относилась к вашей работе семья: они же вас совсем не видели, наверное? И какой вы дома, тоже командуете?
- Знаете, как я почти не видел моего папы, так и мой сын очень редко видел меня. Он закончил мурманскую мореходку, но моряк из него не получился, работает на берегу. А дома я совсем не капитан, на берегу всем командует супруга, я с ней стараюсь не спорить особо!
- То есть вашему сыну море пришлось не по душе? Или дело в заработке?
- На мой взгляд, сейчас море не очень привлекает молодых людей. Есть возможность зарабатывать на берегу. Знаете, когда я преподавал в высшей мореходке, большинство курсантов говорили, что мы плавать не будем, но жизнь складывается иногда не так, как ты хочешь.
Не всегда получается найти хорошую работу с достойным заработком, поэтому многие из тех, кто так говорил, идут на флот. Много даже моих «однокашников» говорили: «Год поплаваем и уйдём», - потом начинается карьерный рост, увеличивается зарплата, появляется семья, и никуда не денешься,
продолжаешь плавать. У людей разные причины выбрать или не выбрать профессию моряка. В мое время некоторые молодые люди шли в мореходку, потому что была военная кафедра, а где-то лет пять назад кафедру сняли во всех морских учебных заведениях, поэтому, отучившись, ребята должны отслужить. Хотя сейчас это не так страшно, кажется, всего один год.
- А что для вас капитанская этика, честь и достоинство? Есть ли эти понятия сегодня?
- Если речь идёт о том случае, когда капитан с итальянского лайнера покинул его во время гибели одним из первых, то меня учили так: ты должен сделать всё, чтобы спасти пароход - это первое, ты должен бороться, несмотря ни на что, до тех пор, пока это возможно - это второе, и третье: если судно погибло, а ты выжил и при этом выполнил свой долг - это счастье, а если не получилось спасти свою жизнь, то так сложилось. Вообще, я заметил, что трагедия в море не случается сразу: море предупреждает первый раз, второй, но если не обратить на эти предупреждения внимания или их не заметить, то последствия могут быть самые печальные...