Примерное время чтения: 23 минуты
1697

Нашли девочку (третьего возраста) или Как в 67 брать от жизни на все 13

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Псков 02/02/2016

Знакомьтесь поближе – заместитель руководителя Университета третьего возраста при Союзе пенсионеров Пскова София Наумовна АХМЕТОВА (неужели вы ни разу не ездили вместе с этим экскурсоводом в Тарту?).

- Я родом из Ленинграда, а воспитывалась в знаменитой Фрунзенской коммуне. Это была такая уникальная школа комсомольского актива, созданная в шестидесятых годах райкомом комсомола,  институтом имени Герцена и домом пионеров. Там не было ни школьников, ни профессоров, ни старых, ни молодых – все общались на равных.

В восьмом классе.
В восьмом классе. Фото: АиФ

Я пришла туда по объявлению, когда мне было всего 13 лет. Никогда не забуду, как нам с одним очень солидным дядечкой, Борисом Неменским, тут же поручили делать наглядную агитацию к одному из мероприятий. Он мне грустно так и говорит: «Я совсем не умею рисовать плакаты…»  А я его утешаю: «Вы знаете, я тоже – как-нибудь справимся!». О том, что он Народный художник РСФСР, я узнала только потом…

Ольга МИРОНОВИЧ, «АиФ-Псков»: - Вы поступили в коммуну с прицелом на институт имени Герцена?

- Нет, в 15 лет я перешла в вечернюю школу и начала работать на прядильной фабрике.  А уже в 20 лет вышла замуж. Ведь рядом с моим домом находилось артиллерийское училище, где давали шикарные балы.

Ну а когда моему мужу настала пора распределяться, я решила переехать в Псковскую область, чтобы жить поближе к маме. И начала выбирать себе в Пскове работу…  

- Как это «выбирать»? Без высшего образования, имея за плечами только вечернюю школу и прядильную фабрику?

- Дело в том, что к тому времени я уже успела закончить государственные курсы секретарей-машинисток и поработать в одной удивительной организации – на гидрографическом предприятии.

Фото с пропуска на гидрографическое предприятие.
Фото с пропуска на гидрографическое предприятие. Фото: АиФ

Курсы дали мне очень многое, но ещё больше мне дали мои коллеги-полярники, которые и сделали из меня профессионала. С весны по осень они уходили в научные экспедиции, а потом писали отчёты. И при этом им хватало терпения возиться со мной, обучая меня отношению к делу и к людям. А самое главное, я точно знала, что делаю вместе с ними очень нужное дело.

Имея такой опыт, я не сомневалась, что меня везде примут с распростёртыми объятиями и в Пскове первым делом пошла устраиваться в управление железной дороги. Но проработала там совсем недолго. Потому что они почти сразу решили отправить меня на полтора месяца в колхоз на уборку урожая. Я отказалась: «Если вам не нужна хорошая машинистка, я найду место, где нужна!».

Так я перешла в Россельхозстрой, где пишущие машинки трещали с утра до вечера. Но там работа была сдельная и выматывающая: женщины выдавали за день от 60 до 120 страниц машинописного текста.

Для меня это было в диковинку. У полярников другой подход: они тебе приносят рукопись, а ты её с автором обсуждаешь, уточняешь термины, по нескольку раз на день заходишь переспросить непонятное. Например, я приходила к главному бухгалтеру и возмущалась: «У вас же тут предложение не закончено!» - «Деточка, ну ты должна уметь додумывать!» - объяснял он.

В Россельхозстрое думать было некогда. К тому же другие машинистки надо мной подшучивали, что они двумя пальцами печатают быстрее, чем я своим десятипальцевым слепым методом. Поэтому вначале я решила доказать, что тоже могу. А когда доказала, что сразу же уволилась.

И четыре месяца до первых родов проработала в обкоме комсомола, где успела узнать стольких замечательных людей, что мне этого на всю жизнь хватило…

- Обзавелись связями?

- «Связи» - это всё-таки другое. Я познакомилась с людьми, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Например, с Валерием Фёдоровичем Павловым, теперешним секретарём Общественной палаты Псковской области. А у меня такая манера: когда я вижу интересного человека, я стараюсь понять, почему у него всё так хорошо получается. И складываю эти наблюдения в свою «копилочку».

- От Валерия Павловича вы чему научились?

- У него блистательная разговорная речь.

- А в школе вы как оказались?

- Просто в один прекрасный день я пришла в книжный магазин (я же ненормальная книгоманка!) и услышала от продавца, что в школе № 2 нужен преподаватель технологии по основам машинописи и делопроизводства. Так я начала влюблять в свою профессию детей.

Потому что я им сразу объяснила, что математика с физикой – это, конечно, хорошо, но машинопись – лучше. Ведь это ремесло, сказала я, поможет им сразу после школы найти работу в любой организации, чтобы через три года получше осмотреться, понять, какая профессия больше по душе и спокойно продолжить учёбу по выбранной специальности.

К тому же у меня была своя методика. Допустим, сидит передо мной за партой Алёна Петрова.  А я себе представляю, что рядом незримо сидит её мама, и стараюсь относиться к этой Алёне соответственно. И ещё я про себя мечтаю. Вот закончит моя Алёна школу, станет работать в некой организации.  И тут мне зачем-то понадобится туда прийти. Я прихожу, а она мне: «Здравствуйте, София Наумовна! Чем вам помочь?»

- Сбылось?

- Сбылось.  Город же маленький, со всеми рано или поздно пересекаешься.

- И ваши бывшие ученики глаза при встрече не отводят?

- Не отводят. Особенно, бывшие троечники. Отличники же, как обычно, испытывают к школе меньше благодарности. Но это неправильно. Поэтому когда я увидела по телевизору, как Татьяна Устинова говорит «Школе я ничем не обязана», то сразу перестала читать её детективы.

Лично я старалась, чтобы моим детям было за что благодарить школу. Например, когда я руководила заводской практикой своих ребят на «Псковхимлегмаше», то учила их не терять там время попусту. Если они мне говорили: «А меня начальник отпустил  домой», я им объясняла, что это очень плохо. Что нельзя радоваться безделью и брать пример с взрослых, которые отлынивают от работы. Ведь эти взрослые, если захотят, умеют работать очень хорошо, а практикантам надо успеть набраться у них полезного опыта.

С начальниками цехов я тоже проводила воспитательную работу, что нельзя развращать детей ничегонеделанием… А в конце практики пришла к директору завода и говорю: «Дайте нам на три дня автобус – надо же наградить детей за труды». Он дал, и мы с моими учениками поехали в Прибалтику.

Сейчас, когда я уже имею за плечами большой опыт экскурсионной работы, я понимаю, какая это была авантюра. Но в те времена я относилась к себе очень серьёзно, поэтому и дети относились ко мне так же. Например, если они поздно вечером начинали играть в автобусе в карты, а я говорила «нельзя», они карты убирали. Раз убрали, два убрали… Пока комсорг школы мне не сказал: «Софья Наумовна, идите вздремните. Обещаю – всё будет в порядке». И я пошла.

- Вы с ними справились?

- Перестаньте! Я не такая уж мямля бесхарактерная! Мы потом ещё много куда с моими учениками ездили, и всё всегда было в порядке.

- А почему вы ушли из школы?

- Потому что однажды мой муж ударил кулаком по столу и сказал: «Хватит! Мне надоело, что тебя в выходные всегда нет дома!».

К тому же ко мне директор школы один раз подошла, чтобы я напечатала на машинке какой-то документ, другой раз подошла… И вдруг приносит сто страниц отчёта и велит напечатать за два дня.

Я спрашиваю: «С какой стати? Я не машинистка». – «Машинистка в отпуске, а вы тоже умеете печатать». – «Но позвольте, вы наверняка умеете шить, но я же не прошу вас сшить мне занавески». – «А вы не много о себе возомнили?»

Я решила, что не много, и уволилась.

- Как это вы умеете сказать «нет». Почти все в вашей ситуации скрипнули бы зубами, но не посмели отказать начальнику.

- Надо уважать себя. Я же работала в школе и хотела, чтобы мои ученики мне верили. Когда я говорила, что научу их самой лучшей в мире профессии, они знали, что я не вру. Ведь они видели, что я всегда хорошо одета, грамотно говорю, начитана и уважаю себя. А если б я начала себя не уважать, это стало бы заметно. Я бы начала на себя злиться и вымещать это на других.

В общем, всякий раз, когда мне становилось на своём рабочем месте некомфортно, я вставала и уходила. В тот раз я ушла в обком профсоюзов.

А потом попала в больницу с миокардитом. Но ничего же не бывает зря! Мы лежали в одной палате с заместителем директора областной библиотеки. И меня сразу же пригласили туда.

Так я на шесть счастливых лет стала секретарём директора этой библиотеки Светланы Васильевны Дударевой, у которой, без сомнения, было чему поучиться. Например, если я что-то не успевала, она никогда не ругалась. Она только показывала, как она расстроена. Так поглядит – и я сразу же говорю: «К утру будет готово!»

Некоторые надо мной подтрунивали: «София Наумовна, вы же взрослая женщина, вам не надоело быть девочкой на побегушках?» - «Никакая я не девочка на побегушках. Я помощник руководителя и осуществляю оптимизацию её деятельности», - гордо отвечала я.

- А с этой-то начальницей вы почему расстались?

- Я не хотела. Но в городе тогда создали межшкольный учебно-производственный комбинат, и управление образования прислало мне официальное письмо с предложением преподавать там основы машинописи и делопроизводства.

А когда тебе предлагают зарплату в три раза больше с двухмесячным летним отпуском, невозможно устоять. Тем более, что в тот год мой муж уехал служить в Афганистан…

Правда, и в УПК я проработала не слишком долго. Потому что в конце концов комбинат преобразовали в «Подросток» и там стали учиться дети, которым в обычной школе тяжело. А я не могу учить машинописи девочку, у которой по русскому языку тройка. Я же пристраивала своих учениц на практику в милицию, в областную библиотеку, в Россельхозстрой, в обком комсомола, используя, как вы это называете, «связи». И у меня их брали, потому что знали мой метод. А тут мне пришлось работать вхолостую. А я так не умею.

Поэтому я пришла в ближайшую к моему дому школу (21-ю) и предложила директору открыть там профильный класс секретарей-референтов. Ведь к тому времени я уже преподавала в Вольном университете машинопись и знала, как заинтересовать людей своим ремеслом.

Я студентов учила, что каждый уважающий себя грамотный человек должен уметь набирать тексты слепым десятипальцевым методом: «Так что не вздумайте отнекиваться. Тем более, что троек я не ставлю, а четвёрки - только тем, у кого ДЦП».

Так же было и в школе, где мне дали самый лучший класс и обставили его по моему вкусу: я сама выбирала в магазине обивку для стен, чтобы обеспечить противошумовую изоляцию, и два комплекта пишущих машинок (механические и электрические) с латинским шрифтом.

У меня была разработана программа из 16 предметов. Я привлекла к преподаванию лучших людей города: из политехнического института, из архива, из библиотеки… Мои ученицы, кроме всего прочего, например, осваивали искусство обслуживания гостей руководителя: как правильно подавать чай, кофе…

- Они потом стали секретаршами?

- Ну конечно же, нет, они стали кандидатами наук, преподавателями вузов, банковскими служащими, предпринимателями. Но до сих пор говорят, что моя наука им очень пригодилась. Потому что, например, угадайте, кто их учил искусству столового этикета?

- ?

- Светлана Владимировна Андреева (известный псковский ресторатор, долгое время была депутатом Псковской городской Думы – прим. Автора).

Но этот класс тоже просуществовал недолго, потому что очень скоро машинопись ввели в обязательную программу. А как обязательный предмет она детям уже была неинтересна.

А меня тем временем пригласили в российско-голландский проект допрофессиональной начальной подготовки. И, кроме того, я пошла на курсы экскурсоводов, чтобы, когда к моему мужу в дивизию приезжают гости, было что им рассказать, показывая город. Потому что Псков только с виду так прост, а поди разберись, что, когда и почему.

Может, этим дело бы и ограничилось, но в конце этих курсов была обязательная практика. Поэтому я как вскочила в эту колесницу – так до сих пор и не могу с неё сойти.

Кстати, когда мне исполнился 51 год, я ещё и в вуз поступила! На факультет психологии. Но проучилась там всего два с половиной года, а потом бросила.

Во-первых, потому что одновременно работала на пяти работах с маленьким внуком на руках. А во-вторых, потому что поняла, что мне очень сильно не нравится психология.

- Не может быть! Вы же прирождённый психолог!

- Понимаете, когда психолог задаёт вам отвлечённые вопросы или просит нарисовать картинку, он же у вас выпытывает то, что вы предпочли бы умолчать. То есть, для этой профессии нужен такой уровень порядочности, какого от обычного человека очень трудно ожидать. Это слишком большая для меня ответственность, а я её не хочу. Вот я и решила, что хватит с меня и незаконченного высшего.

- Когда вы уже наконец стали пенсионеркой?

- В 57 лет я ушла из школы, и начала было сидеть дома, но тут мой муж стал руководителем региональной организации ветеранов и принёс с одного из совещаний объявление об Университете третьего возраста, где я вычитала про факультет «История Пскова». Я стала ходить на занятия в Академию туризма, а немного погодя и говорю: «А давайте организуем это всё по-другому. Я знаю как!»

Я решила использовать для этого кадровый ресурс Вольного института, музея-заповедника и областной библиотеки.

Зато теперь у нас в университете такие кадры и такие программы, что у любого слюнки потекут. Тот же музей составляет для нас индивидуальные программы. С нами работала не кто-нибудь, а сама Ирина Родникова, мы слушали авторские лекции Зинаиды Колесниковой, Ольги Васильевой, Ирины Галицкой, Марины Сафроновой.

Одно только перечисление фамилий наших преподавателей говорит об уровне Университета: исторический факультет – кандидат исторических наук Таисия Круглова, факультет искусствоведения – кандидат искусствоведения Тамара Шулакова, факультет здоровья и долголетия – кандидат медицинских наук Наталья Стрекаловская. Факультет иностранных языков нам обеспечивают бывшие преподаватели Вольного института. А ещё нас есть факультеты правоведения, психологии, «Сад, огород и ландшафтный дизайн», и информационных технологий… Я сама веду занятия на факультете  основ компьютерной грамотности.

- Я знаю, что на этот факультет очередь…

- Потому что и компьютеров  не хватает, и преподавателей. Но у меня такой метод: выучился сам – помоги другому. То есть, выпускники факультета работают волонтёрами с новичками, благодаря чему продолжают ходить на занятия и совершенствовать собственные знания. Это называется «ланкастерская система».

- А как обстоят дела с иностранными языками?

- Когда я пришла в университет, там была всего одна группа английского языка, которую вели студенты. Тогда я обратилась за помощью к преподавателю Вольного института Маргарите Ткаченко.

Она, конечно, завздыхала: «Это же пенсионеры, а я так загружена…» - «Увидишь, это очень хорошие пенсионеры!». В результате она нам не только организовала эту работу, но и написала грант. Благодаря чему у нас теперь девять языковых групп, а наши «студенты» учат и английский, и итальянский, и эстонский.

- Даже эстонский?

- Члены эстонской группы дружат с Анне Вески, которая приглашает их на свои концерты, принимает в Эстонском консульстве.

- И сколько у вас всего слушателей в Университете?

- Около пятисот человек.

- А экзамены они сдают?

- Боже упаси! Третировать пенсионеров?

- Университету уже восемь с лишним лет, а его кто-нибудь закончил?

- Два года назад мы устроили выпускной с вручением дипломов, но почти все выпускники так у нас до сих пор и занимаются. Хотя недавно одна женщина мне и говорит: «Пора мне выпуститься, мне уже ничего не интересно…» А я ей: «Так скажите, что вам интересно, и мы с вами придумаем ещё какой-нибудь факультет!»

- В музее мне рассказывали, как к ним нагрянул казачий хор, а они перепугались, что не успеют собрать к концерту полный зал. Мол, один звонок Софии Наумовне решил их проблему...

- Наш секрет в том, что у нас есть старостат – как в школе. То есть, на каждом факультете имеется старший, и в каждой десятке тоже выбран ответственный. Они, например, получают на электронную почту наши сообщения и потом обзванивают тех, у кого нет компьютеров.

Это нужно, чтобы не было никакого «шу-шу-шу». В результате, когда к нам в 11 утра обратились из областной филармонии, что у них билеты на Филиппа Киркорова плохо расходятся, и предложили вчетверо сбросить цену, мы к пяти часам выкупили у них 80 билетов. 

- У университета есть сайт?

- Сайт pskov-spr.ru. Правда, он плохо заполняется - мы же не журналисты. Но с этого года я придумала, как уговорить лекторов заранее выкладывать туда материалы. Я им объяснила, что это информация на весь мир, и что им же хуже будет, когда там появится их фамилия, а текст напишет неизвестно кто.

- Какие у вашего университета проблемы?

- Проблема только в том, что многие ещё с советских времён привыкли думать, что государство им должно. Они поэтому считают, что и университет им должен, и всё беспокоятся, что им что-то «недодали». Не все понимают, что университет – это они сами и что всё зависит только от них самих.

Например, одна женщина мне недавно звонит и говорит, что университет стал работать хуже. – «Почему?» - «Потому что занятия перенесли с первого на третий этаж библиотеки».

Ребята, имейте совесть!

Помню, было у нас занятие по психологии, на котором преподаватель предложил каждому составить план дня. Одна женщина как возмутилась: «Я пенсионерка! Я не хочу никаких планов!»

- Слушайте, ну не все ж такие, как София Наумовна. Кстати, поделитесь секретом: как в 67 зажигать, будто в 13?

- Я-то ладно. У нас, между прочим, есть люди и за семьдесят, и за восемьдесят, за которыми мне не угнаться.

Вы ещё к тому же не забывайте, что я жена офицера. А я что-то не припомню среди моих соседок в военном городке домохозяек. И ещё я всегда знала: если я выпустила своего ребёнка во двор погулять, то мне потом доложат, как он себя вёл и с кем играл. Понимаете, когда мужья всё время в отлучке, такая взаимопомощь развивается!

Поэтому когда я много лет спустя, уже давно переселившаяся из военного городка в обычный микрорайон, привела в женскую консультацию свою взрослую дочь, которая готовилась стать мамой, меня сразу узнали и говорят: «Ты только не волнуйся, всё с ней будет в порядке». Это мне сказала женщина, с которой мы даже не были соседками по дому, которую я даже не помнила в лицо.

В Пушкинских Горах. 1967 год.
В Пушкинских Горах. 1967 год. Фото: АиФ

Вдобавок мне всегда везло: я оказалась в Пскове, где очень много людей, которые закончили московские или питерские вузы. Да и сами по себе люди очень креативные, даже если они вообще никаких вузов не закончили.

Например, у нас на историческом факультете бывший учитель математики Тамара Макарова создала потрясающую группу, куда входят сотрудник «Псковгражданпроекта» Алла Булат, воспитатель детского сада Людмила Дмитриева и руководитель отдела завода ТЭСО Надежда Голубева. Эту группу мы в шутку называем парламентом, потому что они развили такую деятельность, что их «рабочий день» нередко начинается в 9 утра, а заканчивается в половине одиннадцатого вечера.

А какая у нас сильная группа волонтёров с факультета информационных технологий. Это инженеры завода радиодеталей Роза Затоглова и Надежда Петрова,  офицеры в отставке Анатолий Лыков и Виктор Уратов, бывший руководитель комнаты школьников Вера Горина и сотрудница сбербанка Наталья Майер. Кстати, Наталья Владимировна и Виктор Николаевич минувшим летом защищали в Казани честь нашего Университета на конкурсе по компьютерному многоборью!

- И откуда у вас у всех столько сил?

- Всё дело в симпатии к людям. Я не хочу говорить слово «любовь», потому что его затёрли. Но это она и есть – к людям, к делу, которым ты занимаешься.

- Знаете, мне иногда кажется, что у нас в Пскове самая активная и сознательная часть населения – это пенсионеры. Тем более, что молодёжь активно «рвёт когти» в столицы. Не зря же соцзащита взялась строить в нашем городе социальный городок.

Мечты сбываются.
Мечты сбываются. Фото: АиФ

- Пенсионер – это не диагноз. Это статус, который побуждает к творчеству и предоставляет невиданную свободу действий. Возьмите хотя бы меня. Ну разве я в молодости могла себе представить, что со своими курсами машинописи и незаконченным уже после пятидесяти лет высшим образованием когда-нибудь стану заместителем руководителя…

- Это называется «проректор»…

- Вот-вот, считай, проректором высшего учебного заведения?

- Мечты сбываются?

- Но для этого нужно выйти на пенсию!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах