Традиционная российская система высшего образования известна научному сообществу всего мира. А выпускники некоторых вузов востребованы не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом. Тем не менее в нашей стране, и в частности, в Мурманской области, стали появляться новые образовательные направления.
Какие новшества были введены в региональную систему высшего образования? Будут ли они эффективны? И как образование, полученное по новым стандартам, повлияет на развитие карьеры выпускника? Об этом и многом другом узнавала корреспондент «АиФ».
Реанимация «вышки»
Несомненно, национальные образовательные программы с их фундаментальной подготовкой всегда пользовались большим спросом. И, между прочим, совершенно справедливо, ведь за время обучения в вузе студент овладевал большой теоретической базой. Тем не менее со временем все стали понимать, что теоретические знания, полученные в таком объеме, полезны не столько для рядового специалиста с перспективой карьерного роста в будущем, сколько для тех, кто вплотную решил заняться наукой. Это явилось одной из причин участия России в Болонском процессе, в результате чего в нашей стране начала функционировать двухуровневая система высшего профессионального образования «бакалавриат – магистратура».
Принятие решения о переходе на новые стандарты в какой-то степени реанимировало отечественную вузовскую систему. Отныне образование стало носить практико–ориентированный характер, ведь всего за четыре года обучения по системе «бакалавриата», студент овладевает теми навыками, которые будут необходимы для развития его дальнейшей карьеры. Так, например, студент-бакалавр, в отличие от своего «коллеги», обучающегося по программе «специалитета», может выборочно посещать те или иные дисциплины, решая самостоятельно, какие знания ему будут необходимы в профессиональной деятельности.
От теории – к практике
Впрочем, время не стоит на месте, и на смену одним нововведениям приходят другие. Так, в Мурманской области появилась новая система обучения с говорящим названием – «бизнес-образование». В чём-то оно схоже с новой, но уже известной моделью вузовского образования «бакалавриат-магистратура». К примеру, студент так же волен выбирать, какие дисциплины ему в дальнейшем понадобятся. Однако «бизнес-образование» предполагает большую вариативность.
- Бизнес-образование – это довольно интересная система, студент может выбирать свою траекторию обучения. Учебные планы программ более вариативны, и будущий специалист выбирает те модули, которые он считает наиболее важными для дальнейшего трудоустройства, работы, - объясняет проректор по учебно-методической работе НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования» Алексей ТРЕТЬЯКОВ.
Меж тем, как заверяют заполярные идеологи бизнес-образования, данная система в большей степени ориентирована на практическую деятельность будущего специалиста. К слову, это достигается посредством комбинирования дисциплин из разных учебных планов, что впоследствии позволяет выпускнику получить два диплома.
- Мы считаем, что выпускник должен быть универсальным специалистом и должен разбираться в разных областях. Современные работодатели стремятся к сокращению штата и принятию на работу специалистов, готовых самостоятельно выполнять работу, которая ранее требовала вмешательства нескольких сотрудников. Именно потому мы предлагаем получение двух высших профессиональных образований за один срок, в рамках одного учебного плана, - рассказывает Алексей Анатольевич. - Конечно, это продляет срок обучения студента на полгода, но разве не лучше отучиться на полгода дольше и получить два диплома?!
Преимущество – в адаптации
Мурманские психологи довольно оптимистично смотрят на нововведения в системе высшего образования. По их мнению, внедрение новых стандартов будет особенно полезно тем, у кого уже сформировалось чёткое представление о том, на какую работу он хотел бы претендовать после выпуска из учебного заведения.
- Это замечательно, если человек действительно определился с выбором профессии, и он четко знает, какие дисциплины ему нужны для того, чтобы стать компетентным специалистом. Но желательно, чтобы свое мнение относительно того, какие дисциплины стоит выбрать, студент согласовывал с наставником, куратором, который бы сориентировал его в верном направлении и помог избежать ошибок, - говорит мурманский психолог Ольга ЕРМАНОВА.
Немаловажным аспектом при получении высшего образования является профессиональная адаптация студента. По словам проректора МИБО Алексея Третьякова, освоиться на профессиональном поприще будущим специалистам помогают сами работодатели, которые не только предоставляют места для прохождения производственной практики, но и проводят практические занятия непосредственно в вузе. Конечно, данные меры довольно эффективны, но с точки зрения психологии, к сожалению, не все зависит от вуза.
- Многое зависит от индивидуальных особенностей человека, - объясняет психолог Ольга Ерманова. - Безусловно, высшие учебные заведения ориентированы на подготовку профессионально грамотных специалистов. Но для адаптации в профессиональном коллективе недостаточно одних специальных знаний. Выпускник вуза должен уметь адаптироваться в разных ситуациях, находить общий язык с другими людьми.
Что ж, судя по преимуществам бизнес-образования, возможно, оно станет популярным среди заполярных абитуриентов. А насколько эффективными окажутся принятые нововведения, станет известно через несколько лет, когда на рынок труда придут первые выпускники нового направления.