Примерное время чтения: 4 минуты
56

ЕГЭмания: Госэкзамены могут начаться с 4-го класса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "АиФ-Псков" 18/04/2012

 Данные предложения в рамках задач ведомства на 2012 год прозвучали дословно так: «Развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учёбы ребёнка. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9-м классе, а географию - в 10-м. Тогда у ребят появится мотивация учиться всё время, а не только в выпускном классе».

Пока о сроках внедрения инициатив говорить рановато. Но фактически все изменения, если они озвучивались министром, рано или поздно внедрялись. Потому, пока не поздно, следует попытаться разобраться, насколько данные инициативы пойдут на пользу нашим детям.

От перестановки мест…

«По существу идея правильная. Одна из главных проблем ЕГЭ - мы проверяем знания детей только один раз, когда заканчивается обучение, - говорит Евгений БУНИМОВИЧ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член президиума Федерального экспертного совета по образованию. - Что можно исправить в этой ситуации, когда школа уже закончена? Нужно приучать де-тей и учителей к тому, что кроме учительской отметки должен быть независимый контроль после 4-го, 6-го, 9-го классов. Не в виде внезапных набегов проверяющих: «Всё, сегодня пишем контрольную», - а как обязательная для всех плановая система проверки. Тогда истерики перед ЕГЭ не будет, а к тому же ребёнок и родители смогут реально понимать уровень знаний и знать, где и что ему стоит подтянуть».

Фурсенко пошёл несколько дальше, а потому пока не слишком понятно, как можно перенести его идею в жизнь. «Будут ли засчитываться как ЕГЭ результаты государственной итоговой аттестации (ГИА-9), которая и так проводится по русскому в 9-м классе, или это будет другой экзамен? - задаётся вопросом Е. Бунимович. - Знания правил и норм языка, конечно, можно проверить и в 9-м классе, но сочинение, которое является одной из весомых составляющих ЕГЭ по русскому, должно обязательно писаться в 11-м классе. В 9-м ребёнок ещё маловат, чтобы написать его, недаром в ГИА пишут изложение, да к тому же у него впереди ещё два года литературы. С географией тем более непонятно. Перенести экзамен в 10-й класс, когда она заканчивается, логично. Пока ребёнок не забыл, что проходил. Но почему такое внимание именно к географии? Это не самый ключевой предмет в школе. Важнее другое: все эти предложения по изменению содержания экзаменов - лишь косметические меры. Сегодня ситуация катастрофична тем, что контроль за школой снижен до минимума. Если ребёнок не идёт в вуз, для него обязательны только два экзамена. Такого не было в советское время - всегда обязательно сдавали хотя бы пять предметов. Такого нет в западных странах. Создание ключевой системы независимого контроля качества образования не решается перенесением экзаменов в 9-й или 10-й классы».

Сложно, но можно

Ещё непонятнее кажется предложение министра идти по пути введения ЕГЭ для студентов-бакалавров. Кому это надо и зачем?

«В этом есть позитивное начало, - рассуждает Виктор ЗВОННИКОВ, проректор Государственного университета управления, доктор педагогических наук, профессор. - По аналогии со школой мы можем увидеть срез: какое у нас высшее образование в стране, эффективно ли тратятся бюджетные деньги. Другой возможный плюс введения Единого госэкзамена - ориентация российских вузов на новый уровень качества образования исходя из потребностей современного общества и экономики. Тогда, может быть, наши университеты займут достойное место в международных рейтингах.

Но на этом пути есть значительные трудности. Предстоит разработать специальные стандартизированные измерительные материалы, адекватные современным требованиям к качеству профессионального образования, увязать требования к подготовке выпускников вузов с запросами современного рынка труда. Реализовать ЕГЭ в вузах будет очень сложно. Здесь много нерешённых вопросов, которые усугубляются введением новых образовательных стандартов. В соответствии с ними каждый вуз формирует образовательную программу, вводя до 50% дисциплин по своему усмотрению. Несомненно, здесь понадобится многолетняя кропотливая работа академического сообщества и специалистов в сфере педагогических измерений. А потому идея введения ЕГЭ для бакалавров через 2-3 года пока выглядит утопической».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах