Одни хотят сделать из Хибин «туристическую Мекку», другие приветствуют в регионе нового промышленного игрока, готового реализовать здесь успешный социально-экономический проект. Давайте разбираться, на чьей стороне здравый смысл…
Уникальное место
Не секрет, что в последнее время Хибины стали крайне привлекательны среди туристов, всё чаще сюда стали приезжать люди со всех уголков нашей страны и даже из-за границы. Да это и неудивительно, ведь на всей европейской части Кольский полуостров - это единственное место, где можно развивать горный туризм, в противном случае нужно ехать в Сибирь или на Кавказ.
Сегодня существует несколько маленьких туристических фирм местных и несколько центральных, которые организуют сюда туры, но они, скорее, напоминают частные туры, ведь здесь нет, ни установленных безопасных для здоровья и жизни людей маршрутов, ни мест для стоянок.
Концепцией развития особо охраняемых природных территорий РФ предусмотрено создание в районе Хибин национального парка, что, безусловно, будет способствовать развитию туриндустрии в регионе. Идея эта зародилась ещё в советское время, а учитывая, что Хибины богаты месторождениями фосфатного сырья, апатитов и других видов полезных ископаемых, уже тогда к ней относились крайне серьёзно.
Вроде бы, с одной стороны, от этого зависит богатство страны и бюджет страны, а с другой стороны, это территория, которая требует особой охраны.
Со временем появилась необходимость разработки концепции как на федеральном, так и на региональном уровнях: в первом случае речь идёт о создании национального парка, во втором - природного. Между ними есть принципиальные различия.
Природный парк создаётся и содержится за счёт средств бюджета Мурманской области. Национальный парк - по решению Правительства РФ и, соответственно, финансируется за счёт федеральных средств. В нашем регионе существует три таких природных территории - заповедники Лапландский, Кандалакшский и Пасвик.
Новый игрок
Многие десятилетия в Мурманской области, как и во многих других регионах страны, не появлялось новых производств. Крупнейшие наши природопользователи - Кольская ГМК, Ковдорский ГОК, Ловозерский ГОК, ОАО «Апатит», Оленегорский ГОК - работают уже давно и даже сокращают воздействие на окружающую среду: это видно, например, по Мончегорску, где с каждым годом зелени становится всё больше.
Но надо понимать, что наполнение бюджета области ограничено и зависит от колебаний цен на сырьё на внешнем рынке. Если сегодня, например, цены на никель упали, то бюджет Мурманской области к следующему кварталу может начать трещать, и его дефицит соответственно возрастёт. А областной бюджет у нас социально ориентированный, иными словами, расходы на социальные выплаты являются приоритетными, соответственно, в связи с ценами на сырьё снижать выплаты никак нельзя. Именно поэтому появление нового игрока в нашем регионе всегда приветствуется.
- Мы ожидали крупные проекты, такие как начало разработки платино-метального месторождения «Федорово-Панские тундры», строительства Мурманского транспортного узла, реализации Штокмановского проекта. Они, конечно, во многом зависят от политической ситуации, - комментирует заместитель председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей СМИРНОВ. - На сегодняшний день единственный проект, который начал реализовываться, - проект разработки Северо-Западной фосфорной компанией, входящей в группу «АКРОН», месторождения «Олений ручей».
Конечно, правительство Мурманской области поддерживало этот проект, поскольку речь идёт о социальной инфраструктуре, новых рабочих местах и повышениях платежей в бюджет: это и плата за негативное воздействие, и налоговые платежи.
Таким образом, фон для решения «хибинского вопроса» становится весьма неоднозначным. С одной стороны, Хибины - уникальная территория, которая требует особого отношения, но с другой стороны, в области появился долгожданный социально-экономический проект.
«Горячие точки»
Первоначально СЗФК планировалось строительство двух комбинатов: на «Оленьем ручье» и на Портомчорре, на котором должен был быть расположен крупный горно-обогатительный комбинат со всеми вытекающими.
- Это ещё одна «горячая точка», в результате появления которой Хибины становятся окружёнными предприятиями. В итоге СЗФК отказывается от строительства ГОКа в пользу одного рудника, но в этом случае возникает необходимость строительства дороги. Тем не менее на сегодняшний день это в разы дешевле, они обойдутся только инфраструктурой для рудника и содержанием дороги, - объясняет Алексей Смирнов. - Были озвучены четыре варианта строительства дороги.
Наиболее оптимальным, по мнению компании, стал вариант строительства дороги напрямую от Портомчорра до «Оленьего ручья», по которой в настоящий момент проводятся изыскания. Это самая короткая дорога, которая к тому же имеется на грунте, фактически по ней люди ездят десятки лет. «Минус» её состоит в том, что она идёт через Умбозерский перевал, где находится концентрация особо охраняемых видов растений.
- Кольский центр охраны дикой природы предложил, чтобы дорога через перевал проходила под землей, возможно, этот вариант будет рассматриваться и дальше, - продолжает Алексей Альбертович. - Для того чтобы не допустить бездумного воздействия на Хибины и найти компромисс между мнением общественности и компании, в июне этого года была создана рабочая группа, которая способствует развитию диалога между обеими сторонами.
Не так давно компания «Мурманск ТИСИЗ» - подрядчик СЗФК - взяла в аренду участок лесного фонда для проведения изысканий. На основании полученных данных будет готовиться проект, ему предстоит пройти экологическую экспертизу, частью которой являются общественные слушания. А сегодня остаётся надеяться, что стороны всё-таки придут к компромиссу в решении «хибинского вопроса».