Разбивная - едва ли не самый известный в республике человек. И, кстати, эту известность она приобрела не на высоких должностях, а намного раньше - чуть ли не с пионерских лет. Её уникальность, как мне кажется, в том, что, несмотря на успешный карьерный рост, деловитость, она не заразилась цинизмом, осталась оптимистом и… мечтателем.
В «Артеке» было легче
- Вот вам и «слабый пол»! Галина, на какой из должностей: директора Дворца творчества детей и юношества, министра образования республики, заместителя председателя Законодательного собрания Карелии, старшей вожатой во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», народного депутата СССР - удалось сделать больше?
- (Смеётся.) Да, многих русских женщин слабыми не назовёшь. Что касается моих должностей, то среди них Дворец творчества ребят - моя любимая профессиональная родина. Министерство образования - неожиданная и тяжёлая работа. Не думала, что стану министром. В министрах не задержалась. Может быть, зря. Согласилась на новую роль - депутата парламента. Хотя одолевали сомнения: готова ли я стать политиком?
- И всё же им стала?
- Не знаю. Не мне судить. Как-то меня спросил один человек, где было легче: в «Артеке» или в Законодательном собрании?
- И что ты ответила?
- В «Артеке», конечно. Это был подарок судьбы, настоящее чудо! А политическая деятельность - чудеса, причём каждый день новые. Два разных смысла похожих слов! Мне запомнилась шутка одного очень опытного коллеги: «Ты видела, как комарик писает?» - «Нет», - ответила я. «Так вот, политика - ещё тоньше». Сейчас среди депутатов всех уровней много людей, которые занимаются бизнесом. Вопросы, связанные с народной долей, с тяжёлым и просто нищенским существованием большинства наших сограждан, с правами человека, мягко говоря, не всегда понятны людям с большими доходами. В лучшем случае они пускаются в популизм: чего проще - подарить пирог с осьмушкой чая старушке «из народа». Они хорошо знают собственное частное дело. Но развитие государственной экономики, рост благосостояния сограждан, забота о здоровье людей - разве это их головная боль? Вот пришли бы во власть так называемые бюджетники - учёные, врачи, педагоги, юристы, экономисты, которые знают пути, риски, прогнозы, вот тогда бы можно было разумнее строить нашу жизнь.
- Что, по-твоему, мешает им прийти?
- Прежде всего - теперешние платные выборы. Вот я, например, сама не могу оплатить собственные выборы. И не только я. Потому что это огромные деньги. Деньги на кампанию кандидату и определённой партии предлагает тот или иной бизнесмен. Долг же платежом красен. В ответ вновь избранный депутат должен поддержать своего спонсора в том или ином вопросе, при разработке законодательства или нормативных документов встать на его сторону. Хочет он этого или нет. Второй момент, тоже интересный и уязвимый в нашей многопартийной системе в нынешнем её состоянии. Я отношусь к партии «Единая Россия». Если в нашей фракции (как и во фракциях других партий) принимается решение голосовать так, а не иначе, то я уже в Законодательном собрании не имею права голосовать по-другому, потому что у нас консолидированное голосование. Хотя я с данным решением обсуждаемого вопроса не согласна и могла бы это обосновать. А кто во фракции у нас сегодня? В основном также представители бизнеса. Причём все люди успешные и очень неглупые. У многих депутатов сегодня очень серьёзная зависимость. По складу своего характера я никогда не была зависимым человеком. А сейчас - зависима. Не от обстоятельств, а от людей, от коллег, которые со мной рядом. С этим грузом трудно жить. Возможно, не всем. А сбросить его невозможно. У меня есть один надёжный ресурс - влияние. Я могу повлиять на педагогическую общественность, социальных работников, на группы молодёжи и т.д. А вот повлиять на коллег по ЗС, которые принимают решения, чаще всего не удаётся.
«Проф-непригодные» специалисты
- Что больше всего удручает?
- Когда мы уйдём (к примеру, учителя, которым сейчас пятьдесят или шестьдесят), то кто останется? Сегодня выпускники с дипломами педагогической академии, поработав два-три года, бегут из школы. Потому что трудные дети, малопонятные, часто меняющиеся программы, недружественные родители. Что всё это означает? А то, что уходит время постоянных учителей. И мне страшно, что придёт время временных учительниц.
Обидно. Вот говорят, что мы стали самой нечитающей нацией, самой слабой в математике… Какая всё же это чушь! Такой образованной молодёжи, как сейчас, у нас в России никогда не было - и такой в то же время беспомощной, незащищённой. Теперь под вопросом ещё и возможность получить в будущем полноценное среднее образование: ОБЖ в проекте нового стандарта предлагается сделать обязательным предметом, а математику - по выбору. Как говорится, приехали…
С высоких трибун говорят о том, что пришло время высоких профессионалов во всех сферах. Что надо их срочно готовить. Но их не подпускают к делу, к ответственной работе. У нас много чего возглавляют профнепригодные люди. В итоге имеем груды таких «новаций», что нарочно не придумаешь. Вот один только пример из глубинки. Малокомплектные сельские школы в Карелии располагались в основном в двухэтажных деревянных зданиях. Обжитых, тёплых, уютных. Детский сад обычно занимал первый этаж. Второй - школа. По чьей-то халатности в России сгорело несколько таких зданий. В итоге не виновных наказали, а закрыли вторые этажи. Оказалось, не люди виноваты, а этажи. Поэтому, дескать, их надо освободить, оставить только первые, откуда легче спастись от пожара. Чего проще - выгнать малышей в никуда с первых этажей, чтобы перевести на них школьников. Ну, разве это не глупость? По этой логике во всех домах надо оставить только первые этажи. А дело-то в том, какая сегодня в сёлах установлена пожарная сигнализация, как она работает, кто за это отвечает. Если дом горит, а пожарного колодца нет, это что - второй этаж виноват?
Азбука с буквы «Р»
- Как пишется твоя будущая книга «Азбука для моей внучки Лизы», которую ты начала пять лет назад, когда Лизе было пять лет?
- Сегодня как раз я читала Лизе выдержки из моей возможной книжки. Материала много, но времени пока мало, чтобы засесть вплотную. Есть уже некоторые главки, в них - мои суждения о том, например, что такое совесть, любовь, деньги… Хочу в этой «Азбуке», посвящённой внучкам (у Лизы появилась младшая сестрёнка Соня), выразить и личное видение всего, и почерпнутое из опыта моих друзей.
- Какой же будет первая буква в твоей «Азбуке»? «А»?
- Нет. Буква «Р». С неё начинаются слова «Родина», «Рождество», «радость», «радуга», «работа»…
- И «Разбивная»?
- Да. (Смеётся.) Эти понятия и много других и хочу объяснить внучкам по-своему.
- У тебя много собственных афоризмов, которые хочется запомнить: «когда человек долго выясняет отношения - он их теряет», «кричать - просто, не кричать - трудно». Как они появляются, когда, где и почему?
- Внезапно. Как стихи.