«Нет, всё нравится, всем довольны!» - отвечали дети. И только когда Астахов нашёл в одном из детских шкафчиков шампунь, один парнишка сознался: «Воруют у нас, вот и прячу!»
«Оптимизация с человеческим лицом»
- Павел Алексеевич, ваш приезд, подобно визиту президента или премьера, наделал немало шума в нашем регионе. Расскажите о причинах визита, ведь с «ревизией» обычно просто так не приезжают.
- К нам поступало немало жалоб от жителей Мурманской области. Одни говорили о сокращении социальных работников в детских учреждениях, другие - о финансовых неразберихах, третьи - о жилищных проблемах детей-сирот. Много жалоб поступало на имя президента по реабилитационному центру. Поэтому цель моего визита - разобраться в этих проблемах, посетить детские учреждения, ознакомиться с документацией.
Меня не устраивает работа ваших органов опеки, которые перекладывают часть своих обязанностей на социальных педагогов. В частности, тех педагогов, которые работают в детских учреждениях и занимаются защитой жилищных прав ребёнка, контролируют сохранность жилья - это функция органов опеки.
И это притом, что пресловутая оптимизация «сократила» и без того небольшое количество соцработников. Получается, одни не выполняют свою работу, а другие - не успевают этим заниматься?
Я считаю, что оптимизация необходима в любом процессе, но она должна быть с человеческим лицом. Так, например, если не хватает работников, то можно заключать договоры с общественниками. И бабушка-пенсионерка будет наблюдать за неблагополучной семьёй за 800 рублей в месяц.
Кроме того, в области есть проблемы по выплатам опекунам. А ведь у вас основная форма устройства детей - это опекунство, в этом вы схожи с Северным Кавказом. В каждом регионе - по-своему: в Москве лучше патронат работает, на Дальнем Востоке - усыновление. За прошлый год у вас ни одного ребёнка не взяли под патронат, хотя есть закон о патронате в Мурманской области. Но радует, что число устроенных детей больше, чем количество выявленных детей.
В целом же моё впечатление от учреждений, которые я успел посетить, неплохое, но я понимаю, что, в первую очередь, мне показали самое лучшее, что есть в области.
Сомнительная статистика
- Вы провели совещание с правоохранительными органами. Насколько нам известно, цифры, которые там были озвучены, вызывают у вас немало сомнений. В чём причина такого недоверия?
- Прежде всего, удивил меня руководитель судебной власти, который не смог ответить, сколько решений по лишению родительских прав было принято судами. У меня-то есть цифры - 470 решений по лишению прав и 82 ограничения в родительских правах.
Кроме того, оказывается, ваша прокуратура не может определиться с квалификацией жестокого обращения с детьми, в области всего 25 таких случаев. Выяснилось, что речь идёт о переквалификации, так как следователь не в состоянии правильно сформулировать обвинение в рамках этой статьи. Вызывает сомнения и следующая цифра: у вас всего 25% преступлений совершаются против детей в семье, и это при том, что средний показатель по стране - 60%. А есть регионы, где он составляет 100%.
Ещё я рассказал вашим правоохранительным органам о девушке, с которой познакомился во время визита. Она сама сирота и, когда узнала, что беременная, хотела бросить ребёнка, потому как чёрные риэлторы отобрали квартиру. Хорошо, что она хоть родила ребёнка и попала в социальную гостиницу. С 2008 года не исполняется решение суда по делу этого риэлтора, за это время у неё уже второй ребёнок появился, а квартиры по-прежнему нет.
Без людей из ниоткуда
- Уверена, вы слышали, что закон Мурманской области об уполномоченном по правам ребёнка вызвал у региональных парламентариев большие дискуссии. Что вы об этом думаете?
- Неправильно, когда в силу своих политических амбиций некоторые депутаты рассуждают о том, что введение должности уполномоченного - всего лишь пиар одной из партий. Какая разница ребёнку, какая партия принимала этот закон?
Я считаю, что к выборам кандидата на эту должность надо подходить крайне серьёзно. Мы уже сталкивались с тем, что в регионах выбирают таких людей, что лучше бы этой должности вообще не было. Человек 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 366 дней в году должен работать, а не ходить и гордиться своим постом. Люди из ниоткуда, с придуманной биографией ни в коем случае не должны занимать эту должность!