28

Высокие технологии от Марии Ивановны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ - Псков" 24/03/2010

С этим мало кто согласен: учитель физики вполне может заявить, что на своих уроках расскажет детям о жизни, о Боге, об отношениях вещей в мире не меньше, чем выпускник филологического факультета. И будет прав. Все правы.

ЕГЭ по этому предмету не сдавать…

Но есть среди учительских специальностей одна незаслуженно отодвигаемая всё время на второй план. Всегда во все времена отношение к такому предмету как труд (а выражаясь языком современном – к технологии) было несколько снисходительным. Мол, не такой уж это и труд, скорее, отдых для детей – с возможностью творческого самовыражения в определённых, почти домашних рамках.

- Есть у нас, конечно, некоторое пренебрежение к ручному труду. Я не обижаюсь: детям ЕГЭ сдавать надо, они очень загружены, - чуть грустно улыбается учитель технологии Плюсской средней школы Мария Ивановна Толпесова. И тем не менее именно её горячо рекомендуют для знакомства многие её коллеги. А выпускники Марии Ивановны могут под этой рекомендацией поставить десятки подписей. Да и их родители тоже: встретят на улице – благодарят, мол, замечательное домашнее задание сегодня вы дали, Мария Ивановна. Всё было очень вкусно (практические занятия по кулинарии приходится выполнять в домашних условиях, на школьную кухню требования СЭС не пускают).

Развитие – на кончиках пальцев

Справедливости ради: по образованию Мария Ивановна Толпесова - учитель физики и математики, три года отработала она в Куньинском районе по специальности, пока судьба не вернула её в Плюсский район, где прошло детство. Вместе с семьёй она приехала в Плюссу в 1981 году, три года отработала в комиссии по делам несовершеннолетних. И все эти годы хотела вернуться в школу. Место учителя математики в этот период вакантным не было, и руководство школы, зная о рукодельных увлечениях Марии Ивановны, предложило пока попробовать себя в качестве учителя труда для девочек. И она попробовала: шить всегда любила, да и советская лёгкая промышленность своей любовью к стандартам сильно стимулировала «индпошив». Дело было даже не в бедности предлагаемых фасонов, не в отставании от моды, а в том, что если, например, советская женщина была выше ростом, чем видело её плановое швейное производство, то рассчитывать приходилось на себя – на свои умения, свою фантазию. Многие и рассчитывали… Но не всё так утилитарно в этом «бытовом» предмете.

- Я на своих уроках часто цитирую одну великую мысль: «Рука – это мозг, выведенный наружу», - признаётся Мария Ивановна. Она об этом всегда знала, и уже лет 10 практики современной психологии эти наблюдения подтверждают: развитие ребёнка – на кончиках его пальцев. Где он сейчас эти пальчики тренирует? За клавиатурой компьютера. И на уроках Марии Ивановны и её коллег по труду.

Нарядная наука

Кстати, сама Мария Ивановна с компьютером на ты. Такого обилия презентацией, самостоятельно разработанных тестов, с помощью которых ребёнок легко усваивает, например, санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи, учится безопасному поведению на кухне и этикету за столом, не каждый другой «предметник» может предложить. А о презентациях, которые подготовлены в рамках научных (!) изысканий учениц Марии Ивановны Толпесовой, можно говорить только в превосходной степени: «Русская кухня: традиции и обычаи», «Русский костюм в современной одежде» и прочее – это так интересно и… нарядно. Другого слова не подберёшь. Её ученики выступают с докладами в школьном научном обществе (и тема их выступлений способна дать толчок к развитию нешуточной дискуссии: например, «Школьная форма – нужна ли она?»), участвуют в олимпиадах по технологии, в районной «технологической» выставке.

Жизнь научит

Да и методически уроки технологии шагнули далеко вперёд по сравнению с уроками труда. «Раньше ведь никакой специальной литературы по предмету не было, чтобы как-то разнообразить наши занятия, приблизить их к жизни, учителя собирали вырезки из журналов «Работница» и «Крестьянка», - вспоминает Мария Ивановна. Сейчас учебники по технологии просто роскошные. И те, что касаются так называемого «обслуживающего труда» - для учеников 5-7 классов, и те, которые сопровождают школьников старших классов, выводя их на большую профессионально ориентированную дорогу.

В старших классах у Марии Ивановны нагрузки немного: сейчас и мальчики, и девочки предпочитают учиться автоделу – ведь это такая возможность получить права на вождение автомобиля ещё на школьной скамье! Дело хорошее.

Но ведь и другие умения в жизни пригождаются. Современных детей жизнь, к счастью, пугает мало: нет понятия дефицита товаров, есть понятие дефицит денег. «Вот и мои девчонки подчас на всё смотрят с позиции «заработаю – куплю». И мы часто говорим о том, на чём можно и сэкономить: брюки подшить самостоятельно, починить одежду – сколько это будет стоить в ателье?» - смеётся Мария Ивановна. Она вообще очень лёгкий человек. Говорит, главное, чтобы у тебя самой был интерес к тому, что делаешь, чтоб огонёк был в глазах. И тогда можно научить детей любить свой предмет. А для Марии Ивановны это значит – научить любить труд.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах