Какую роль в процессе получения знаний стали играть компьютерные технологии? Своими наблюдениями над процессом поделился наш внештатный корреспондент, студент 1 курса филологического факультета МГУ, вчерашний выпускник псковского технического лицея. Он сравнил собственный опыт с опытом бывших одноклассников, которые учатся на факультете информатики Псковского государственного политехнического института.
Кликать или ксерить?
Зачем филологу компьютер? Филолог должен книги читать. А на компьютере, максимум – в бесплатные флеш игры онлайн играть. А если серьезно, студенты филфака, действительно, «завалены» списками литературы по различным предметам. Грех жаловаться на комплектацию научной библиотеки МГУ, но многие статьи или книги есть только в читальном зале. А когда для работы требуется одна десятистраничная статья, тащить в общежитие фолиант в тысячу страниц желания мало. В этой ситуации настоящим спасением становится Интернет. Электронные книги отличает удобная система поиска. По полезности с ней могут сравниться лишь пометки на страницах книг, сделанные заботливыми старшекурсниками: это читайте, это конспектируйте, а это я и сам не понял…
Электронными книгами удобно делиться с коллегами: два клика - и у тебя две, три, четыре книги. Нет нужды «ксерить».
Псковские «технари» вынуждены читать, конечно, не так много, но их литература – крайне специфического свойства. Часто для овладения той или иной «техникой» требуется общение с асами, и тут очень кстати интернет-форумы и чаты по соответствующим темам. Так что Интернет примерно одинаково необходим – что лирикам, что физикам.
Иное дело – лекции. В аудитории «ноуты» появляются крайне редко, в отличие от диктофонов. Диктофон включается или для «страховки», например, на сложной лекции, или на лекции… скучной. Как говорится, студент «спит» - запись идёт. Но в читальном зале студенты с ноутбуками появляются часто. Электронный конспект легко скопировать и потом поделиться хоть со всей группой. Псковские «политеховцы» рассказывают, что ноутбуки на пары не носят практически никогда. Их лекции строятся по иному принципу, и формулы гораздо проще записывать авторучкой, чем выискивать соответствующие символы в программе.
Каждому сообщнику - по автомату
Есть ли жизнь без компьютера? Псковские первокурсники-«технари» признаются: за первое полугодие не имели такого домашнего задания, которое можно было бы выполнить только с помощью компьютера. Практические же работы проходят в специализированном компьютерном классе, и наличие «ноута» не требуется. Филологи МГУ, как ни странно, зависят от «железа» больше: лингвисты занимаются цифровым анализом речи даже в домашних условиях, готовясь к экзамену, а традиционное задание от кафедры фольклористики – сбор городского фольклора – представляют в цифровом виде, так как всё идёт в архив кафедры.
По электронной почте филологи получают задания по иностранному языку и то, что педагоги называют «раздаточным материалом». А, например, домашние задания по античной литературе необходимо было выполнять, размещая материалы в своём интернет-дневнике, а затем выкладывая ссылки на работы в интернет-сообщество, посвящённое античной литературе. Этот принцип ещё нов для российских студентов и школьников, но, например, в Швеции подобная схема общения «ученик-учитель» считается естественной уже в старших классах. Наш народ пока «втягивается», но получает массу положительных эмоций: от обучения, от новой формы работы, от общения с коллегами-«сообщниками».
К тому же активная работа и общение по темам античной литературы в Интернете – верный путь к автомату на экзамене…
Так что компьютер – вещь для студента полезная, но степень его необходимости варьируется. Всё зависит от вуза и модели образования, которую выбирают преподаватели. К тому же любая модернизация – дело времени.