«Кометы» прогорели
- Как же мы тогда попадём в свои дома и дачи? – запаниковали владельцы домов на Бараньем Берегу, в Шале, Великой Губе и многих других заонежских сёлах. – И как выбираться оттуда в Петрозаводск, на Большую землю?
Флот ЗАО «Туристическая компания БОП», который до этого обслуживал рейсы «на восток», судя по сообщениям его руководства, нуждается в серьёзном ремонте и законсервирован. Для переоснащения судов прибыли от перевозок якобы не хватает. Как итог – срыв летней навигации и тысячи людей, возмущённых подобным поворотом событий.
На линии остаётся лишь один маршрут – «Петрозаводск - Кижи», который осуществляется фирмой «Кижское ожерелье». Однако её флот невелик – три «Метеора» и два теплохода. Обслужить всех пассажиров таким составом физически нереально. Чтобы избежать социального взрыва, правительство республики заявляет о намерении привлечь в регион новых перевозчиков и параллельно рассматривает возможность увеличения автобусных рейсов. Но пока ситуация остаётся патовой.
Не вода, а духота
Чтобы узнать, как на проблему смотрят сами жители Заонежья, мы обратились к руководству его наиболее труднодоступных сельских образований.
- Конечно, мы категорически против отмены водного сообщения с Петрозаводском, – заявляет ведущий специалист администрации Красноборского сельского образования Ольга Александровна Савина. - Посудите сами: население нашей территории в данный момент составляет 1454 человека, из них не менее половины пользуется «Кометами». В летнее время особенно усиливается необходимость попасть в Петрозаводск для студентов, работающего населения, пенсионеров. И это не считая огромного числа дачников и горожан, у которых здесь находятся родительские дома. Также во многом благосостояние местных жителей зависит от притока туристов. Как они будут к нам приезжать? Путь через Онежское озеро занимает всего 1 час 45 минут и обходится примерно в 500 рублей по ценам 2008 года. Если ехать на автобусах в обход, это чуть дешевле, но займет более 8 часов. Представляете, какое это мучение: треть суток прыгать по ухабам в жаре и духоте?
Острова станут необитаемыми?
Ещё более мрачная картина складывается на северных берегах озера.
- Проблема водных перевозок для нас актуальна уже десять лет, – счита
т первый заместитель главы Великогубской сельской администрации Игорь Аркадьевич Панкратов. – Как золотые времена вспоминаются 90-е годы, когда «Кометы» ходили ежедневно, а в выходные подключались дополнительные рейсы. Сейчас же рейсы - только три раза в неделю, причём в очень неудобное для местных жителей время.
Численность населения позабытой транспортниками территории – 2482 человека, большинство живёт в одном кусте деревень. Водные рейсы жизненно необходимы для 1700-1800 человек. Сложнее всего приходится жителям островных деревенек. Из 39 поселений сельского образования 21 располагается на островах, куда, естественно, не добраться на автобусе. По одной лишь Сенногубской стороне там официально проживает 53 «робинзона». С виду немного, но летом это число увеличивается, по самым скромным подсчётам, до тысячи. Люди едут навестить родственников, осваивать дачные участки, которые для многих в период кризиса – единственное средство выживания.
Если по Кижам, как по туристическому центру, вопрос ещё как-то решается, то Сенная Губа и особенно Великая Губа, по словам Игоря Аркадьевича, буквально задыхаются от нехватки водного транспорта. Особенно раздражает людей то, что каждый час мимо их берега на Кижи проходят теплоходы и катера, и практически никто не останавливается, чтобы подхватить сельчан на борт.
При этом нередко теплоходы простаивают на рейде в ожидании доставленных экскурсантов с о. Кижи.
Причалы ищут хозяина
Отдельного слова заслуживает проблема причалов. Несколько лет назад, по словам Игоря Аркадьевича, Онежская стивидорская компания отказалась обслуживать рейсами Великую Губу, ссылаясь на ветхость сооружения. Население на сходе собрало порядка 20 тысяч рублей и всем миром отремонтировало старые, собранные из деревянных срубов места для швартовки. В те годы они, по свидетельству транспортной инспекции, на которую сослался замглавы, находились в собственности Республики Карелия.
- И вот прошлой весной мы узнали, что отлаженные на наши деньги причалы безо всякого уведомления Великой Губы… были сданы в аренду! Как говорится, «без меня меня женили», – возмущается Игорь Панкратов. – После этого и начались настоящие проблемы…
В апреле 2008 года состоялся аукцион, в результате которого причалы Петрозаводска, острова Кижи, Великой и Сенной Губы перешли в ведение фирмы «Бизнес-Инвест», зарегистрированной в Вилге. Новоявленные арендаторы взвинтили тарифы на швартовку более чем в пять раз. Подход к пристани в Петрозаводске - 20 тысяч рублей, к Кижам – 25 тысяч. Это притом что на причаливание к святому Валааму уходит всего 530 рублей.
Кому теперь реально принадлежат злополучные пристани, остаётся не до конца ясно. А громкий скандал в связи с этим до сих пор не утихает в судах и прокуратуре Карелии.
Выход из тупика
По качественному, бетонированному причалу Кижей вопрос в настоящее время решился. Согласно настоянию правительства Карелии он передан в доверительное управление музею-заповеднику, который вряд ли станет сдирать с подходящих к пристани кораблей «Кижского ожерелья» фантастические суммы. А с остальными точками швартовки пока ничего не ясно. Больше всего сельчан пугают слухи о том, что из-за всей этой неразберихи стоимость билета до Петрозаводска вырастет до 1500 - 2000 рублей. Но даже за такие деньги многие согласятся плыть – лишь бы было на чём…
Как признают сами чиновники, привлечь новые суда из других регионов для обслуживания маршрутов по Онежскому озеру при кабальных тарифах на швартовку нереально.
Поэтому остаётся два выхода: пускать дополнительные рейсы автобусов (но сначала надо достать 20 миллионов рублей на ремонт четырёх километров непроходимой дороги на Бараний Берег) или построить новые, не столь дорогие причалы.
Что именно будет принято для спасения Заонежья от полной изоляции, власти предпочитают не раскрывать. Отдел транспорта и связи Минэкономразвития не дал никаких комментариев происходящему. Однако, если верить вестям из районов, выбран все-таки второй вариант.
Например, заместитель главы администрации Пудожского района Елена Валентиновна Смирнова в своём интервью была настроена оптимистично:
- Я не вижу повода для паники. Вопрос водных перевозок по Онежскому озеру сейчас обсуждается Министерством экономического развития. Нашему району, в частности, поручено решить проблему причала для приёма судов…
На одном из последних совещаний министр экономического развития Карелии Михаил Юринов прямо заявил, что Кижи и Сенную Губу возьмёт на себя турфирма, а к Бараньему Берегу запланировано выделить теплоход. Хватит ли этого на всех страждущих – покажет время.