К счастью, еще не перевелись в Пскове хранители народных традиций. 27 февраля я побывала на занятии Народного университета в Историко-краеведческой библиотеке им. И. И. Василёва и всё-всё про псковскую Масленицу узнала.
Евгения Листкова (младший научный сотрудник Музейного образовательного центра Псковского музея-заповедника) рассказала собравшимся, как псковичи в Масленицу на прялках с горки катались, как телеги на крышу затаскивали и как зять для тещи четыре дубины березовые к этому празднику готовил.
Решайте сами, похожа ли сегодняшняя псковская Масленица на традиционный русский народный праздник:
Зачем Масленицу «закликать»?
Сейчас, если мы с подружкой хотим поговорить, мы звоним друг дружке по мобильному телефону, а раньше – выходишь во двор и кричишь: «Машка, ты дома?». А тебе с балкона третьего этажа: «Дома я!».
Вот так же псковичи звали Масленицу. Называется, «закликали» её. То есть, заманивали к себе, нахваливая: «Масленица румяная, ясная, сладкая! Небо чистое, солнце красное! Приходи, веселая, приходи, пригожая!»
Задабривали Масленицу неспроста: как гостью встретишь, так она и повеселит.
А ведь наши предки верили, что масленичные обряды способствуют увеличению урожая: варенички да пирожки люди в те времена не в «Дикси» покупали.
Ледянки уже не те
Сегодня снежная горка пестрит разноцветными ватрушками. Пластмассовые ледянки и фанерки уже давно в прошлом, а что уж говорить о древних приспособлениях для катания.
В старину псковичи катались не только на «саночках-деревяночках», но и на обледенелых шкурках, а девушка могла и на прялке скатиться (считалось, что после этого у неё рукоделье будет лучше получаться).
Катались все, от мала до велика. И на урожай (с криком «лен долго-о-ой»), и на здоровье (с горочки скатился – здоровья на годок прибавилось).
Конь, снегоход или собачья упряжка?
На Масленицу, кроме того, полагалось, кататься на лошадях. Лошадей запрягали в сани и катались на них вдоль речки, а то и по льду, если стояли морозы. Нужно было обязательно украсить свою лошадку лентами, цветами, бубенчиками (соревновались у кого повозка красивее).
Недавно в Пушкинских Горах вспомнили эту традицию и провели конкурс на самую нарядную подводу. Только сегодня мало у кого есть лошади. Поэтому один мужчина заявил к участию в этом конкурсе снегоход. Цветочками украсил - и давай детей катать. Вот такой у него получился современный «конь».
Псковичи до сих пор на выдумки горазды. Если в старину наши предки только на лошадях катались, то сейчас на гуляниях в Псковской области можно и собачьи упряжки встретить.
И удаль показать, и халяву словить
Обледеневший деревянный столб – до сих пор обязательный атрибут псковских масленичных гуляний. Юноши, а то и мужчины постарше подходят к этому состязанию с большим азартом: один за другим сбрасывают куртки, рубахи и стараются изо всех сил добраться до самой верхушки, чтобы добыть приз.
Скатываются, но не сдаются. Только потребности у них уже не то, что раньше: сегодня в качестве приза можно получить чайник, микроволновку, а раньше – сапоги, петуха, самовар.
Хулиганство без наказания
Хулиганить на Масленицу было обязательно, и никакой тебе за это административной ответственности.
Бывало, во второй день Масленицы («Заигрыш») некоторым с утра из дома не выйти: шутники снаружи дверь подперли.
И на дворе беспорядок: лодку стащили, поленья раскидали, сани перевернули… Где телега? Неужели на крыше стоит?!
Люди, конечно, бранились на такие проделки, но и хвастались находчивостью молодежи.
«Стенка на стенку» по правилам
Сегодня от одного выражения «стенка на стенку» все приходят в ужас. Воображение рисует какое-нибудь околофутбола.
Но на псковских масленичных ярмарках правила этой забавы были строгими. Противники делились на две команды, вставали рядами друг против друга (собственно, «стенка на стенку»), брались под руки и состязались: кто кого «шелохнет», перетолкает, прогонит с «поля боя».
Многочисленные пословицы подтверждают, что народ подраться любил. Например, «добрый праздник не без драки».
Побранятся, подерутся, да потом в одной избе раны заматывают.
Теща и зять: вечное противостояние
В Масленицу самое время задобрить тещу визитом с подарками. Ну и теща старается умилостивить любимого зятя блинами да пирогами.
Однако, как известно, отношения между зятем и тещей – пороховая бочка. Поэтому добрый семейный ужин в народной песне заканчивается перебранкой.
«Да чтоб тебя, зятюшка, разорвало!», – злится теща на то, что зять огромный пирог «в одну ёшку» съел. Зять, в свою очередь, поёт, что на Масленицу приготовил для тёщи «четыре дубины березовые», «ну а пятый кнут по заказу вьют».
Блины блинами, а сало никто не отменял
Представьте себе, сало не только украинцы любят. В псковских домах на большой Масленичной неделе на столах всегда была «селяночка» – яичница с салом.
А вот это уже интересно. Ведь в Масленицу мясо есть нельзя. Выходит, псковичи хитрили, кушая в мясопустную неделю сальце?
Жену свою покажи, мы оценим
Всегда народу любопытно: хорошую девку наш Ванька в жены взял, красивую, домовитую или так себе? Поэтому вся родня ждёт Масленой недели, когда молодожены приедут показываться. Новобрачного встречали песнями-корилками: «покажи свою женку», «хорошую похвалим, плохую похаем!».
Вообще нелегко молодому мужу в Масленицу приходилось: все норовили его молодую в снегу повалять, шелугу ей под ноги кидали (мешочки, наполненные глиняными осколками) – ждали выкупа.
Если драка будет, девушка заступится
Девушки своих суженых тоже в обиду не давали. Если видели, что драка завязывается сильная, бросались на парня, закрывали его, чтобы его не били.
Молодцы всегда в цене
Наши предки об эту пору очень любили всякие любовные игры и забавы. В игре «А мы просо сеяли» делились на две команды и задиристо обменивались песенными репликами (и с притопом, и с прихлопом):
– А мы просо сеяли, сеяли!
– А мы просо вытопчем, вытопчем!
Во время этого замысловатого диалога выяснялось, что девушки хотели переманить парня из противоположной команды. И как бы ни прикрывали девчата своего молодца («А он у нас вшивенький»), соперницы не сдавались («А мы его вычешем!»).
Если же в команде не было парня, схватка была из-за самых красивых девушек.
Откуда жениха ждать?
Раньше к гадалкам не ходили: любая девушка была сама себе гадалка. На Масленицу можно было узнать и фамилию будущего мужа, и откуда он явится.
Девушка выходила с блиночком во рту на улицу и спрашивала (ну для этого ей, конечно, надо было вначале прожевать свой блин) у первого прохожего фамилию. Если он Петров, то и она Петрова будет.
А чтоб узнать, откуда этого Петрова ждать, надо было на крёстки (перекресток) выйти (в этот раз с блином на голове) и послушать, откуда собаки залают. Там-то твой Петров и живет.
Невесту не в Инстаграме искали
Промониторить сайты и приложения для знакомств у наших предков возможности не было, поэтому им приходилось приглядывать себе невесту на гуляниях.
Для этого в Масленичную неделю даже мероприятие было специальное – девушки «стояли в столбы». Молодые незамужние девушки, конечно, для этого прихорашивались, как могли: лучший сарафан надевали, шубейку красивую, румянились, ну и рукоделье свое показывали.
Так парни насматривали невесту, чтобы после Великого поста засылать сватов.
У всех ли на Руси толстая коса была?
«Вот косы раньше у девушек были…». Да, только испокон веков русские красавицы лукавили, чтобы парням понравится. И брови углем подводили, и пудрились, и румянились (вспомним частушку: «Пока пудрилась-румянилась, уехали к другой!»).
Косы, кстати, тоже не у всех толстые были: часто девушки вплетали в них кружево или паклю, чтобы коса побогаче смотрелась.
«Последнюю рубашку продай, но на Масленицу погуляй!»
О, это нам близко! Спустить всю новогоднюю премию на шикарный стол или оставить всю стипендию у барной стойки во время мужских и женских зимне-весенних праздников.
Правда, сегодня мы так делаем по собственной инициативе, а раньше это считалось обязательным условием правильного празднования Масленицы.
Все обязаны были широко отпраздновать Масленичную неделю, чтобы потом и погода была благодатная, и урожай хороший. Кому не на что гулять – тому всем миром помогут.
Ну так что? Погуляем? Надо прожить наступившую Масленичную неделю так, чтобы потом весь год собирать богатый «урожай»!
Елизавета Славятинская, Школа межэтнической журналистики в Пскове