Возможно, косвенно ускорил процесс суд над бывшим гендиректором «Арктикморнефтегазразведки» Олегом Мнацаканяном, который вынес оправдательный вердикт по делу о сдаче судов за рубеж по заниженным ценам.
«Шашин» был сдан в аренду норвежцам в 2005 году без конкурса и без согласия собственника, Росимущества, но с согласия Роснедр. По словам Мнацаканяна, сделано это было, чтобы спасти АМНГР, находящуюся в плачевном финансовом положении.
Норвежцы арендовали судно за немногим более 20 тыс. долларов в сутки, а сами тут же пересдали «Шашина» за почти полмиллиона посуточно. Судно вело работы вблизи Китая.
Российским судом бербоут-чартерная (аренда без экипажа) сделка была признана ничтожной. Но тут всплыл другой момент. Обычно, если суда «Арктикморнефтегаз разведки» уходили в бербоут-чартер, то их не то что модернизировать - ремонтировать-то никто не заботился. А Venture Drilling AS (норвежская фирма-арендатор) установила на судно новейшее бурильное оборудование, в результате чего судно теперь может вести работы на глубинах до 1260 м (прежний предел - 300 м). Естественно, бывшие арендаторы желают возместить вложения.
Тем не менее генеральный директор АМНГР Вячеслав Урманчеев говорит сейчас о возвращении «Валентина Шашина» как об уже практически свершившемся факте.
- Уже в сентябре состоится очередной раунд переговоров с Venture Drilling по этому вопросу, - рассказал Вячеслав Исмагилович. - Есть все основания полагать, что «Валентин Шашин» довольно скоро вернётся на предприятие. Сейчас вопрос стоит только в цене и сроках погашения стоимости нового оборудования. Мы настаиваем на рассрочке: погашение таких сумм одномоментно попросту не практикуется. Кроме того, норвежцы требуют возместить не только стоимость оборудования, но и стоимость его установки, затраты за простой во время реконструкции судна, прочие расходы. Всё это предмет переговоров. А судно мы обязательно вернём, сами норвежцы заинтересованы в возвращении простаивающих мощностей. Вероятнее всего, «Михаил Шашин» пойдёт работать на шельф Кубы.
Кстати, норвежцы переименовали «Шашина» в «Deep Venture», проявив при этом нестандартное чувство юмора.
Слово venture в английском языке имеет несколько толкований - рискованное предприятие либо начинание, спекуляция и, наконец, собственно предприятие (фирма). Если в названии фирмы-арендатора «Шашина» Venture Drilling AS (Фирма Бурения) значение этого словосочетание не вызывает сомнений, то deep в словосочетании «Deep Venture» придаёт ему некий замысловато-авантюрный смысл вроде «тёмного рискованного дела» или вовсе «скрытой спекуляции».