Рыбодобывающий комплекс всей России с горечью наблюдает и пытается доказать, что назревающая реформа даст не столько плюсов, сколько минусов рыбопромышленному комплексу.
«Квоты под киль»
В настоящее время квотами на лов рыбы рыбопромышленники пользуются 10 лет до 2018 года, и средний объём квоты составляет средний объём от того, сколько они ловили в прошлые годы. Однако в ближайшем будущем правительство РФ планирует ввести распределение квот между пользователями не на основе так называемой традиционности, а по наличию у них рыболовных мощностей (то есть судов).
Причём новый порядок планируется вставить в приказном порядке в уже три года успешно работающий закон «О рыболовстве».
А как же быть с полученными три года назад долгосрочными квотами, под которые предприятия разработали планы, успели взять кредиты?
Чиновники Федерального агентства по рыболовству успокаивают: нынешние квоты сохранятся неизменными до 2018 года.
Тем не менее на данный момент складывается неразрешимая ситуация. С одной стороны государственные интересы требуют обновления флота, а с другой - нововведение не поясняет механизм перераспределения квот. Ведь новых долей не появится - следовательно, выход один: у кого-то отобрать и кому-то отдать, что приведёт к нестабильности отрасли.
Кстати, в Москве прекрасно понимают, что введение «квот под киль» приведёт к неминуемым потерям и для рыбаков, и для государства. Тут и возникает проблема: что важнее - стабильность отрасли в условиях кризиса или долгосрочные перспективы рыболовецкого флота.
…И волки сыты
На внеочередном заседании Координационного Совета Северного бассейна рыбопромышленники внесли свои предложения о наделении квотами судов, строящихся на российских верфях.
Во-первых, нынешнюю систему квот предлагается сохранить и продлить до 2029 года. Рыбопромышленники, простимулированные таким образом, будут модернизировать суда и строить новый флот. Гарантией будут имеющиеся квоты.
Во-вторых, создавать новый флот можно как у российских, так и у зарубежных компаний. Однако ввиду того, что отечественное судостроение неконкурентоспособно, очевидно, что большинство заказов пойдут «за бугор». Чтобы такого не произошло, необходимо создавать конкурентные верфи и разработать систему преференций для рыбопромышленников. Например, предоставлять льготные кредиты или покупать списанные суда в случае строительства нового судна на российской верфи.
По мнение рыбопромышленников Северного бассейна, обновление федерального исследовательского флота и судов для прибрежного промысла можно полностью передать отечественным верфям. Но если и тут будут выделены долгосрочные квоты и разработаны стимулирующие механизмы.
В целом концепция, отвечающая обновлению добывающего флота, должна быть: «киль под квоты» (а не «квоты под киль) и конкурентные предложения российских верфей.
Пока что решение не принято. Но, по словам премьер-министра России Владимира ПУТИНА, «должно быть соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но даёт шанс развитию судостроения».