20

Что Россия предъявит «Большой двадцатке»?

В целом предложения России сводятся к 8 тезисам. Первый — и самый, кстати, лаконичный из них — призывает к «регулированию макроэкономической и бюджетной политики» согласно некому единому стандарту или кодексу. О разработке такого стандарта на международном уровне говорилось и раньше — на экономическом форуме в Давосе, на съезде министров финансов «Большой восьмёрки» — однако дальше разговоров дело не зашло. Впрочем, тогда участники встреч оправдывались тем, что подобные решения должны приниматься на съезде соответствующего уровня, то бишь на апрельском саммите G-20.

А вот второе предложение выглядит уже более экстравагантно, по крайней мере на фоне предыдущих заявлений политиков и экономистов. «Стимулирование внутреннего спроса», которое, по мнению составителей предложений, не должно однако поднимать инфляцию и слишком сильно бить по бюджету, как-то не состыковывается с всеобщим осуждением политики протекционизма, к которому пришли министры на съезде G-8. Как известно, грань между первым и вторым — очень тонка; поэтому составители предложений особо оговаривают, что цель этих мер — не закрыть границы, а помешать «снижению дополнительного влияния поведения финансовых институтов на ход экономического цикла». Стоит отметить, что до сих пор, однако, основным инструментом стимулирования внутреннего спроса была девальвация национальных валют.

Намного больше внимания в «Предложениях» уделено вопросу регулирования и надзора финансовых рынков со стороны государства. Что, впрочем, вполне отражает российскую экономическую политику, продемонстрированную в последние месяцы. В условиях кризиса правительству пришлось действовать достаточно жёстко, даже, по выражению депутата ГД Виктора Звагельского, «не совсем законными в докризисном понимании мерами». Отмечая «необходимость усиления роли государственных и наднациональных регуляторов финансовых рынков», составители предлагают создать ещё один всеобщий кодекс — «международное соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе». В частности, оно должно обеспечить полноценный доступ к информации о деятельности фининститутов для государственных надзорных органов.

«При этом, конечно, и сами регуляторы должны быть транспарентны перед обществом. Это касается в том числе и назначения чиновников, и принятия мер регулирующего воздействия», — сказано в документе.

Отметим, что первые подвижки в эту сторону уже были сделаны — недавно российское правительство потребовало от банков, получивших госпомощь, подробного отчёта о том, как и зачем были использованы выданные средства. Однако никаких обобщающих регламентирующих документов принято не было.

Следующий «ударный пункт» предложений — реформирование международной валютно-финансовой системы, в основе которого — новая резервная валюта, способная заменить доллар. Что ни говори, инициатива эта стара как мир и появилась на свет, наверное, с появлением самого института резервных валют. В последнее же время за эту идею хватаются всё чаще и чаще, и в частности представители российских властей давно говорили о намерении перейти на рублёвые расчёты, по крайней мере, с ближайшими соседями — странами СНГ. Желание создать новую, альтернативную доллару, валюту высказали и власти Казахстана. Кроме того, многие экономические аналитики также считают, что если не в масштабах земного шара, то хотя бы в регионах, объединённых торговыми отношениями, новые валюты вполне могли бы «разрядить» кризисную обстановку и избавить страны от ненужной зависимости от колебаний курса доллара.

А самым занятным выглядит, пожалуй, предложение повышать финансовую грамотность населения. В ней многие и раньше видели причину многих денежных бед россиян, а в кризис сила незнания только возросла. Например, именно она не раз гнала россиян к офисам банков и обменным пунктам, разжигала панику и била по и без того расшатанной финансовой системе. Поэтому составители предложений считают «целесообразным разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения». Хотя, если до проблем финансового ликбеза руки у властей не дошли и во времена относительного экономического процветания, что уж говорить о сегодняшней ситуации.

В общем и целом, по оценке экономистов, предложения Кремля выглядят правильными, но вряд ли реальными. Пока каждая страна пытается разобраться с проблемами на внутреннем рынке, создание всевозможных международных соглашений и тем более новой валюты — идея почти утопическая. А все разговоры о всемирной кооперации и увеличении влияния незападных стран (в том числе России) — скорее, политический реверанс, нежели реальная перспектива. И хотя такой пессимистический взгляд разделяют не все, аналитики сходятся на том, что если что-то подобное и будет сделано, то точно не в полгода, и не в год — то есть к тому времени, как пиковая стадия кризиса будет уже пройдена.

Полный текст предложений России подготовленных к саммиту G-20, читайте ЗДЕСЬ >>>

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах