Примерное время чтения: 6 минут
152

Трансплантология: проблемы нравственные и финансовые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ - Псков" 02/11/2010

Уже готовится пакет документов, чтобы получить лицензию на изъятие донорского органа и его дальнейшую транспортировку в клинику, где будет происходить сама операция. Процесс получения такой лицензии занимает от 1,5 до 2 месяцев, и пока этого не произошло, врачи, пациенты, общественные деятели - все, кто заинтересован в решении проблемы - собрались за «круглым столом» в Общественном пресс-центре.

Кто последний?

Формальным поводом для встречи послужило письмо, с которым в Общественную палату Псковской области обратилась председатель общественной организации инвалидов «Помощь диализным больным» Галина Андреева.

Главной целью обращения была необходимость привлечь внимание общества к проблеме качества жизни хронических больных, которые вынуждены три раза в неделю прибегать к помощи гемодиализа. Что это такое - быть привязанным к аппарату искусственной почки - может понять и рассказать только человек, который испытал на себе сам. По словам одной из участников встречи, заведующей профильным отделением областной больницы Ларисы Жуковой, в настоящее время  в области есть два центра гемодиализа: в Пскове - на 10 мест и в Великих Луках - на 5. Их услугами пользуется 61 пациент.

- В подавляющем большинстве это люди молодые. Среди них есть школьники, студенты… Страшно подумать, что они на всю жизнь приговорены к этой процедуре, - делает вывод врач.

По мнению главного внештатного трансплантолога комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Фёдора Жеребцова, единственным выходом из этой ситуации может быть только пересадка здорового донорского органа.

- В этом году наши врачи сделали 80 таких операций. При этом 58 человек из «списка ожидания» скончались, так и не дождавшись нашей помощи, -  рассказал гость Пскова. - Всего в очереди на пересадку сейчас значится 165 пациентов.

Главную причину нехватки донорских органов доктор Жеребцов видит не столько в медицинской сфере, сколько в отношении населения к обсуждаемой проблеме. В своё время наши граждане были буквально замордованы телевизионными «страшилками» об алчных докторах.

- Лично я пять раз проходил обвиняемым по 105-й («мокрой») статье. Были и изнурительные допросы, «плохие» и «хорошие» следователи, настольная лампа в лицо и т.д. Воспоминания о таких встречах в прокуратуре - не из самых приятных, - признался уже после «круглого стола» Фёдор Константинович. - И причину такого непонимания наших задач лично я видел именно в косности мышления. В том числе и родственников больных.

Солидарен с коллегой и главный врач областной больницы Анатолий Волков, который добавил, что значительным тормозом на пути развития трансплантологии является репутация врачей, которую создали, а точнее испортили СМИ. И, опять же, косность сознания самого населения.

- Порой непонятна и позиция некоторых клириков, которые считают, что, если сердце продолжает биться, даже несмотря на гибель головного мозга, нельзя говорить о физической смерти человека. При этом многим невдомёк, что смерть мозга - процесс необратимый. Но, используя донорские органы, есть возможность спасти жизни других людей, - высказал свою позицию Анатолий Петрович.

«Я не имею права их оставить»

Интересным в этом контексте оказалось мнение настоятеля псковского храма Анастасии Римлянки отца Евгения Ковалёва (по образованию он врач).

- Донорские органы не могут быть объектом купли-продажи - об этом прямо говорится в социальной концепции Русской православной церкви, - цитируя документ, сказал отец Евгений. - Поэтому люди, которые требуют деньги за донорские органы своих родственников, поступают не по-христиански. Но и такого понятия, как презумпция согласия на забор органа, тоже быть не может. Это должно быть осознанное решение самого человека.

Приняли участие во встрече и те, кто попал в «список ожидания» на пересадку органа - в данном случае печени. Одна из участниц встречи какое-то время назад жила и работала в Африке, где переболела тифом и ещё несколькими экзотическими заболеваниями, которые в нашем регионе не проявляются. Осложнения привели к тому, что развился цирроз печени.

- Не буду скрывать, что я очень боюсь этой операции, - признавалась потом наша землячка. - Надеюсь, что можно вылечиться обычными методами, но своё согласие на трансплантацию я дала ещё и потому, что у меня растёт сын, у меня замечательный муж, я не имею права их оставлять.

Поддержала свою подругу по несчастью и другая псковитянка, которой уже сделали операцию по пересадке печени.

- Я сейчас трачу на медикаменты, которые необходимо принимать, чтобы не вызвать отторжение донорского органа, не в пример меньше, чем было до операции. Моему сыну 4 года, поэтому у меня есть повод с оптимизмом смотреть в будущее.

Кто заплатит?

В какую же сумму выльется пересадка печени или почки пациенту? Фёдор Жеребцов не стал лукавить: операция может стоить немногим больше 800 тысяч.

- Но так как эта операция считается высокотехнологичной, то её финансирование осуществляется за счёт федерального бюджета.

Подтвердил мнение коллеги и доктор Волков, сообщив, что когда Псковская областная больница пройдёт лицензирование, тоже сможет претендовать на федеральный грант именно в сфере оказания высокотехнологичной помощи:

- Это значит, что наша клиника войдёт в эту программу и будет получать соответствующее финансирование.

Может быть, и Псковская областная больница освоит этот сложный вид операции? Ответ доктора Волкова был сдержанным: «Есть специальные клиники, которые уже освоили этот вид операций, и нам, наверное, не стоит заново изобретать велосипед».

Однако с такой позицией не согласился Фёдор Жеребцов:

- Уверяю вас, что прогресс нельзя остановить. Поэтому, сделав первый шаг в области трансплантологии, ваши врачи обязательно попытаются сделать и следующий. И тут наш Центр готов оказать как методическую, так и практическую помощь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах