Открытие заболевания ознаменовало собой начало новой эпохи в развитии медицины и психологии. Но до сих пор отношение к людям с аутизмом оставляет желать лучшего.
- Если верить общемировым подсчётам, то на каждые 10 тыс. людей приходится 15-20 аутистов, – рассказывает главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Мурманской области Галина УГРЮМОВА, - Помимо этого существует закономерность, что аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Сегодня в медицинском мире приняты две концепции развития заболевания: первая подразумевает генетическую предрасположенность к аутизму, вторая – действие экзогенных факторов, таких как стресс во время беременности.
Этим объясняется потеря связи между различными областями мозга ребёнка. И нет ничего удивительного в том, что около 75% детей с таким заболеванием имеют низкие показатели интеллектуального развития. Конечно, аутизм не является исключительно проблемой детского возраста и сопровождает человека всю жизнь. Важно понимать: одним только медикаментозным лечением здесь не обойтись, ведь оно даёт эффект лишь в 20-25% случаев. Поэтому людям, страдающим аутизмом, в течение всей жизни необходимо внимание.
Процесс социальной адаптации необычных детей вызывает массу затруднений, разрешить которые подчас могут только специалисты. Как показывает практика, аутичные люди счастливы, когда они чувствуют себя востребованными. Работая с детьми, следует предлагать им различные упражнения, игры и другие виды деятельности. Многие методы направлены на развитие умений: поддерживать диалог, задавать вопросы, выражать эмоции. Огромную роль для адаптации играет также развитие культурно-гигиенических навыков, ручной моторики. Нужно вызвать у ребёнка интерес к какому-либо виду деятельности.
При этом надо учитывать, что среди аутичных детей не может быть двух одинаковых. Каждый из них требует особенного подхода. Многие действия взрослых могут привести к неадекватным реакциям. Очень важна визуальная поддержка, речевые инструкции, тактильные контакты. Ребёнку желательно предлагать то, что он умеет делать лучше, а только затем переходить к чему-то более сложному и неосвоенному. Залог успеха любой методики – превратить обучающее занятие в увлекательную игру.