90

Виртуальный омут: Компьютер детям не игрушка!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "АиФ - Псков" 08/02/2012
Фото: http://russianlook.ru

 Но это устройство уже давно и прочно вошло в наш быт, поэтому людей, попавших к нему в плен, будет только больше. А первыми под влияние ПК попадают дети.

В нашу редакцию  обратилась Ирина Васильевна Миронова, в прошлом - педагог, а ныне - обеспокоенная бабушка. Её внуку всего четыре с половиной года, а виртуальный мир уже стал для него привычнее родного... По её просьбе мы побывали на консультации у специалистов, которым приходится лечить последствия «компьютерной зависимости».

Морковь не поможет

Длительное пребывание перед экраном монитора не проходит бесследно для глаз - об этом все прекрасно знают. Но в случае с ребёнком ситуация гораздо опаснее, отмечает Марина Кузнецова, заведующая отделением микрохирургии глаза Детской областной больницы. Ведь детский организм менее устойчив к любому неблагоприятному воздействию окружающей среды.

Помимо развития или усиления близорукости у человека, проводящего много времени в виртуальном мире, неизбежно появляется компьютерный зрительный синдром - астенопия. Этот термин уже введён американскими медиками в обиход, отмечает М. Кузнецова. Его признаки:

- неприятные ощущения в области глаз (резь, жжение, чувство «песка»),

- покраснение глазных яблок, затуманивание зрения,

- быстрая утомляемость,

- головная боль,

- раздражительность и др.

Врач советует: внимательно наблюдайте за ребёнком, спрашивайте, как он себя чувствует после работы за ПК. Если перечисленные симптомы появились - нужно принимать меры.

В основном зрение у детей начинает ухудшаться с 12-ти лет, отмечает наша собеседница. В это время усиливается нагрузка на зрение из-за увеличения учебного материала в школе. Если же ребёнок, придя домой, вновь примется напрягать зрение, играя в компьютерные игры, его глаза так и не получат заслуженный отдых.

Астенопия может привести к развитию (усилению) близорукости, стать причиной появления синдрома «сухого глаза» (из-за снижения количества слёзной жидкости), дистрофии (помутнения) роговицы глаза.

«Разумеется, сейчас компьютер довольно сложно исключить из детского распорядка дня. Однако взрослым следует чётко контролировать время пребывания ребёнка перед монитором. Есть временные рамки, определяющие, как долго может ребёнок сидеть за компьютером», - рассказывает Марина Кузнецова. До четырёх лет малыша лучше всё же оградить от ПК, поскольку зрительная функция глаза ещё не сформировалась. От 4 до 6 лет время, проводимое за компьютером, не должно превышать 15 минут. В начальной школе этот период можно увеличить до получаса. После каждых 30 минут необходимо делать перерыв: ребёнок должен оторвать взгляд от экрана, подвигаться, сделать глазную гимнастику.

Кроме того, взрослым нужно позаботиться о рабочем месте ребёнка. Как показывает практика, большинство детей сидят за родительским компьютером и вынуждены смотреть на экран монитора снизу, что негативно сказывается и на зрении, и на осанке. Также М. Кузнецова рекомендует всегда использовать дополнительное освещение в комнате, особенно направленное на клавиатуру. Помимо этого стоит включить в рацион ребёнка такие продукты, как цитрусы, ягоды (особенно чернику), виноград, творог, комплекс витаминов.

Родители не в курсе

Разумеется, влияние компьютера сказывается не только на зрении. К психологу Детской городской поликлиники № 2 г. Пскова Анне Городиской каждый день обращаются обеспокоенные родители: чадо потеряло интерес к учёбе, стало нервным и раздражительным. И практически каждый такой случай неизбежно ведёт к одному - ребёнок много времени проводит за ПК.

«В основе увлечённости компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого», - отмечает А. Городиская.

Зачастую для родителей является сюрпризом то, что причиной поведенческих проблем ребёнка является безобидный, по их мнению, компьютер. Многие папы и мамы только рады, когда дитя «не шатается по улицам», а сидит дома. Правда, если кто-то из родителей удосужится зайти в комнату к ребёнку, то на экране монитора он может увидеть кровавую драку монстров - вряд ли они безобидны для детской психики. Да и игры для девочек далеко не всегда соответствуют социально-педагогическим задачам.

Есть ряд и других причин, по которым дети увлекаются виртуальной реальностью:

- недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребёнка людьми,

- неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении,

- стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир,

- незнание временных норм работы с компьютером,

- отсутствие у ребёнка увлечений или хобби, не связанных с компьютером.

Как правило, замечает наш специалист, в такой виртуальный омут гораздо чаще попадают мальчики. На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста даётся мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

На приём к Анне Александровне приходят и юноши 16-17 лет, которые совершенно не умеют общаться с людьми. Точнее, их приводят встревоженные родители, которые наконец заметили, что с сыном что-то не так. Вот несколько тревожных «маячков» для взрослых:

- отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребёнок не откликается на просьбы,

- чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно,

- начались проблемы с учёбой,

- появились проблемы в общении, частые конфликты,

- подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает,

- занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете,

- у ребёнка сбивается режим дня, режим питания и сна, приём пищи происходит без отрыва от игры на компьютере,

- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

«Пока, ПК!»

Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя и «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребёнка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

Наименее опасны так называемые аркадные игры с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности.

По этой причине, выбирая компьютерную игру для ребёнка, родитель должен задать себе несколько вопросов: «Что даст эта игра моему ребёнку? Какие качества будет развивать в нём? Не содержит ли она опасную информацию?».

«Если вы выявили у ребёнка компьютерную зависимость, ни в коем случае не лишайте его любимого занятия слишком категорично - это может вызвать психологическую травму», - предупреждает А. Городиская. Лучше всего ограничивать время пребывания за ПК постепенно. Очень важно «проговорить» эту проблему с ребёнком, узнать, что его волнует. Кроме того, стоит подумать об альтернативе компьютеру - для этого родителям нужно самим проявить активность. Предложите ребёнку сходить на прогулку, поиграть в настольную игру, постарайтесь увлечь его каким-нибудь видом спорта. Как отмечает психолог, сам ребёнок ни за что не сможет преодолеть эту зависимость. Поэтому рядом с ним должен оказаться мудрый взрослый, который поможет ему сказать: «Пока, ПК!»

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах