Во время Второй мировой войны, когда не хватало обезболивающих средств, анестезиолог Генри Бичер был вынужден вводить солдатам вместо морфина физиологический раствор. Не зная, что им вводят «пустышку», раненые действительно чувствовали уменьшение болей. Вернувшись с фронта, Бичер занялся изучением этого феномена. С его лёгкой руки в литературе до сих пор гуляет цифра: в 30-35% случаев больным может помочь не собственно лекарство, а его имитация, не несущая в себе активного вещества.
Позже это определили как эффект плацебо. Вообще-то плацебо — это таблетка или раствор, содержащие нейтральные вещества. Как правило, их используют в исследованиях новых лекарств для сравнения: какой лечебный эффект даёт новое средство по сравнению с такой «пустышкой». Оказалось, что нередко и инертное вещество «пустышки» благоприятно действует на организм благодаря тому, что пациент верит в силу таблетки. Известен случай, когда человек, страдающий болезнью Паркинсона, получал плацебо, полагая, что это новое лекарство. И у него значительно снизился тремор (дрожание рук). Когда то же самое нейтральное вещество подмешивали в молоко, эффекта не было — потому что больной не ожидал его. В другом исследовании беременным женщинам давали плацебо, говоря, что это средство от токсикоза. В результате у них действительно снижалась утренняя тошнота. Однако на самом деле участницам эксперимента давали рвотное средство: плацебо-эффект изменил фармакологический эффект лекарственного препарата на прямо противоположный!
Известен и такой случай: пациентам, перенёсшим стоматологическую операцию, назначили ультразвуковую терапию — боли уменьшились не только у тех, кому она действительно была проведена, но и у тех, кому процедуры проводили на выключенном аппарате.
Во время изучения лёгких психических депрессий пациентам заменили лекарственные средства на плацебо. Результаты оказались точно такими же, как и при приёме лекарств.
Действует на всех
— Незначительный эффект плацебо наблюдается почти у всех людей, — говорит профессор Василий Власов, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины. — Человек понимает, что врач ему что-то назначил, это должно помочь, и настраивается на положительные перемены. Но изменяются в основном субъективные ощущения: пациенту кажется, что он лучше засыпает, уменьшается зуд, уходит головная боль. Непосредственно на причины болезни, ради устранения которых выписывают настоящее лекарство, плацебо не действует. Если лекарство фальсифицированное и в нём нет достаточного количества действующего вещества, оно не поможет и не даст лечебного эффекта.
Некоторые специалисты полагают, что вся история медицины — история плацебо. И порошок из помёта летучих мышей, и современные раскрученные бренды во многом обязаны эффекту плацебо. Это действенное средство активизирует функции коры головного мозга, тем самым стимулируя эндокринную систему и выработку гормонов, обладающих противовоспалительным действием.
Скептики же говорят, что цифра 30% слишком велика, и если препарат-«пустышка» иногда и может помочь при головной боли, ревматизме и кишечных расстройствах, то при серьёзных психических заболеваниях, эпилепсии, бронхиальной астме его эффект равен нулю. Сторонники плацебо считают, что на самом деле непосредственное лечебное действие лекарств ниже, чем принято считать, а дополнительную эффективность им придаёт именно эффект плацебо.
Скрытые резервы
Вероятнее всего, «пустышки» не скоро станут признанным лекарством. Во-первых, эффект плацебо наблюдается лишь в тех случаях, когда человек думает, что он принимает действенное средство. Во-вторых, «все вмешательства должны выполняться на основании информированного согласия больного, — говорит профессор Василий Власов. — Проще говоря, больной должен знать, что он принимает, иначе лечить нельзя. Врач ведь не может быть уверен, что пациент выдумал себе болезнь, и назначить ему вместо активных лекарств „пустышку“! В современной медицине плацебо нет места, кроме как в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов».
И всё-таки приятно думать, что в нашем организме есть резервы, которые можно запустить одной «пустой» таблеткой и безусловной верой в то, что она победит болезнь. Теперь осталось научиться активизировать эти резервы без всяких таблеток.