Примерное время чтения: 7 минут
230

Леонид Изотов: «Вам и не снилось, что мы чувствуем на репетиции»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ - Псков" 30/11/2011

Но слишком изменилась наша жизнь, слишком она стала меркантильной и стремительной. В контексте этих скоростей псковский камерный народный Театра Слова, которым вот уже более 35 лет руководит Леонид Изотов, выглядит каким-то мастодонтом жанра.

Столько времени прошло, а они собираются, учат на первый взгляд несозвучные времени и обстоятельствам стихи и безмерно счастливы, когда мастер приглашает их на репетицию. В чём секрет долголетия и успеха этого уникального коллектива? - этот и другие вопросы корреспондент «АиФ-Псков» адресовал его главному режиссёру.

Псковичи ещё спят

- Леонид Иванович, ваш театр появился так давно, что, кажется, уже и позабылась дата его официального рождения…

- Что вы! Это случилось в 1975 году, когда я закончил Щукинское училище. Здесь, в Пскове, я поставил свой дипломный спектакль.

- Вы ведь не псковский, как оказались в нашем городе?

- Всё правильно: родился в Харькове. Там же начинал учиться актёрскому мастерству. Моим первым педагогом стала Зара Должанская. Именно она и её Театр Чтеца научили меня всему, что я сейчас умею.

- Но ведь харьковский институт вы так и не закончили. Почему?

- На каком-то этапе мне скучно стало учиться, и я перебрался в Новосибирск, где другим моим наставником был Вадим Львович Климовский. Он открыл мне глаза на то, что такое режиссура. Но и там я долго не задержался: моего педагога за какое-то неосторожное высказывание уволили с работы, а я в знак солидарности тоже оставил институт. И только потом была «Щука»…

- Но как вы оказались в Пскове?

- Благодаря моему другу Толе Карпухину. Сам он местный, вот и меня зазвал к себе. Признаюсь честно, не собирался здесь оставаться надолго. Во всяком случае, таких планов не строил. Думал: поживу года три, а там посмотрим, - но получилось всё с точностью до наоборот. После Сибири (до Пскова я жил и работал в Новокузнецке) я просто не представлял себе, какой может быть настоящая Русь. Но когда увидел церковь Николы-со-Усохи, то влюбился в её архитектуру и… пропал. Поразили меня и сами псковичи.

- Чем же?

- Наверное, характером. Знаете, на моей родине, в Харькове, прежде чем начать драться, ты с человеком должен ещё полчаса поговорить. В Сибири всё наоборот: там сначала бьют, а потом спрашивают, чего хотел. Первые полгода в Новокузнецке я всё время ходил как бы наготове, со сжатыми кулаками. И не потому, что люди там злые. Нет, по-своему они добросердечные, но жёсткие. Москвичи - полная им противоположность. Могут говорить и обещать всё, что угодно, но потом - на голубом глазу - тут же откажутся от своих слов. Псковичи другие. Мне трудно это сформулировать, но наиболее точное определение я нашёл у Ключевского, который как-то сказал, что псковичи спят. За десять столетий своей истории они так навоевались, что все важные и крупные дела здесь делают приезжие. Другой характерной чертой их характера является стремление к высшей справедливости. Обратите внимание, у новгородцев, например, воевать ходила в основном голытьба да наёмные дружины. Знать не ввязывалась в рукопашную, а в Пскове была настоящая средневековая республика: порешили на вече, что ноне этот «конец» идёт воевать, - и все шли! И стар, и млад, и бедный, и богатый - исключений не делалось никому.

Чем удивлять будем?

- И этого оказалось достаточно, чтобы определиться с местом жительства?

- Не только… Когда появился наш театр, то ребята заразили меня рыбалкой. Так и прикипел сердцем к Пскову.

- За вашу более чем тридцатилетнюю историю вы, наверное, лауреаты всего, что можно…

- Да, трижды мы были удостоены звания лауреатов всесоюзных фестивалей, а первенства на областных творческих конкурсах я уже и припомнить не могу. В своё время культурой города руководил Иван Егорович Калинин, который считал, что «если коллектив носит звание «народный», то он просто не может быть вторым». Поэтому перед каждым фестивалем «Псковская весна» или каким-то другим подобным событием он неизменно спрашивал: «Леонид Иванович, чем удивлять будем?».

- Сколько же вы поставили спектаклей?

- Более пятидесяти. Некоторые мы играли уже много лет, а некоторые через пару представлений снимали с репертуара.

- В минувшие выходные прошла премьера новой постановки Театра Слова - «Хочу уснуть я сном осенних яблок…». Почему вы вернулись к своей первой любви - поэзии Федерико Гарсиа Лорки?

- Действительно, первый спектакль, который родился в Пскове, назывался «Я пишу твоё имя, Свобода». Может быть, снова время пришло. У меня есть такое ощущение, что сегодня театр снова начинает быть востребованным обществом. Когда шёл слом привычной общественно-экономической формации, этот жанр искусства как-то отошёл на второй план. Сегодня, когда появилась некая уверенность в своей жизни, свободное время, человек начинает искать то, что способно заполнить образовавшийся духовный вакуум. Не всё же думать о хлебе насущном…

Всю жизнь - о главном

- Есть такое мнение, что писатель всё время пишет одну и ту же книгу. А режиссёр…

- Ставит всё время один и тот же спектакль.

- Чему же посвящён ваш?

- Мне трудно это сформулировать, но главное удовольствие в рождении спектакля доставляет сама работа - репетиция. Когда в процессе взаимного общения раскрывается человек, и ты достаёшь из его души такое, что, буквально, светится.

- Говорят, что театр - это институт рефлексии. Вы согласны с таким определением?

- Сказал бы так: институт релаксации. Вам и не снилось, какие чувства мы испытываем во время репетиции. Если она прошла удачно, для меня великое счастье. Надеюсь, что наши актёры согласятся с таким видением творческого процесса.

- Леонид Иванович, у вас никогда не было желания сделать свой профессиональный театр?

- Нет, это просто не моё. Во-первых, я работаю с людьми, для которых театр - увлечение, попытка разобраться в себе (как один из вариантов). Во-вторых, чтобы работать в профессиональном театре, нужны совсем другие качества, соответствующая школа и закалка. Насколько я помню, только один парень из нашей труппы (Дима Петров) выбрал для себя карьеру профессионального артиста, остальные не изменили своим призваниям. Среди нас есть студенты, школьники, рабочие и даже банкир.

- Можно ли считать увлечение поэзией необходимым и достаточным условием, чтобы стать участником вашего коллектива?

- Это желательно, но не всегда работает. Хотя я подозреваю, что многие из наших ребят сами пишут стихи, а у Артёма Тасалова, например, уже вышло несколько поэтических сборников.

- В начале нашего разговора вы упоминали о лауреатстве театра, а у вас лично есть какие-либо регалии?

- Нет. Режиссёр Изотов.

И этим всё сказано…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах