Немногого ожидая от этой экранизации, мы попытались разобраться, почему его так любят или, наоборот, ненавидят. Для этого мы собрали высказывания о персонаже роулинг известных людей
Как книга о школе
«Моя самая большая проблема с Гарри Поттером в том, что я ходил в английскую школу и я ее ненавидел. Я бы лучше под лестницей в чулане жил. В 17 лет я написал свою историю про школу— под конец там учителя оживали и превращались в зомби, а герою выклевывал глаза школьный павлин. Вот что для меня значило — веселая и симпатичная версия школы».
Писатель Нил Гейман
Модель «маленькой Англии»
«Несмотря на все реверансы мультикультурализму и ген-дерномуравноправию, „Гарри Поттер“ — консервативная книга. Эти книги прежде всего изображают ностальгическое видение „маленькой Англии“. (...) Поэтому большую роль тут играют Вернон и Петуния Дурсль, приемные родители осиротевшего Гарри. Дурсли — это весь британский средний класс в миниатюре: грубые, неотесанные, злые, живущие в своем доме в пригороде. Он — менеджер среднего звена, она — домохозяйка. Они читают Daily Mail, поддерживают смертную казнь, обрушивают лавины джанкфуда и видеоигр на своего испорченного сынка Дадли. Они мечтают о больших машинах и отдыхе в Испании, в то время как настоящие тори мечтают о теплом пиве и зеленых долинах. Дурсли, а не Волдеморт — вот настоящие злодеи».
Ричард Адамс, Guardian
«Сага о Поттере — насквозь поучающая, очень консервативная, в высшей степени вторичная ностальгии об ушедшей Британии, которая если где и существовала, то только в закрытых школах. Она вполне могла бы быть написана в 50-х, как указывает Сьюзен Мур: „Где вы в наши дни видели детей, которые едят печенье с изюмом и говорят о галошах? Ничего удивительного, что „Поттера“ так любят в Штатах“. Старая сказочная Англия с аккуратными тюдоровскими домами и королевой, разъезжающей в золотом экипаже: это не только, как остальной мир видит нас, это какими „поттероманы“ заставляют нас видеть себя».
Энтони Холден, The Observer
Христианский миф
«В конце „Даров Смерти“, зная, что одна из многочисленных душ Волдеморта заключена в нем самом, Гарри добровольно идет в лес, чтобы погибнуть от руки Владыки тьмы. Такой акт самопожертвования безусловно отсылает нас к главному мифу Запада. После смерти Гарри приходит в чувство в огромном зале, полном белого тумана и напоминающем вокзал Кингз-Кросс (...) То обстоятельство, что именно здесь начинается посмертное существование Гарри, заставляет нас переосмыслить название вокзала и показывает, что текст Роулинг встроен в христианскую традицию».
Элисон Лури, The New York Review of Books
Гарри Поттер в свете психоанализа
«Фрейд описывал явление „семейногоромана“: ребенок, неудовлетворенный обыкновенными родителями, придумывает волшебную сказку, в которой он главный герой, его происхождение благородно и он, возможно, даже рожден, чтобы спасти мир. В книгах Роулинг Гарри — сирота, его родители умерли, пытаясь спасти ему жизнь. Он попадает к отвратительным Дурслям, которые, на мой взгляд, представляют „реальных“ родителей. Дурсли — его настоящий враг. Попадая в Хогвартс, он переселяется в мир, где все, и плохие и хорошие, признают его важность, пытаясь либо защитить, либо уничтожить его. Говоря языком психоанализа, если раньше Гарри проектировал свою детскую злость на карикатурных Дурслей, таким образом обретая невинную чистоту, то теперь эта злость выплескивается из него, задевая и его друзей. Но значит ли это, что Гарри вырос? Нет. Перспектива рассказа остается детской».
Антония Байетт, New York Times
Политический памфлет
«Волдеморт напоминает мне Джорджа Буша и Саддама Хусейна. Оба они влюблены во власть и используют ее в своих эгоистичных интересах. Не заботятся об окружающей среде. Любят манипулировать людьми. А министр магии Корнелиус Фадж похож на Блэра. Он политик до мозга костей. Все для его выгоды, для сохранения его власти. То, как он решил проблему с Ираком, — совершенная копия делишек Фаджа в четвертой книге».
Кинорежиссер Альфонсо Куарон
Эпос
«Главное достижение саги Роулинг — ей удается сделать Гарри одновременно обыкновенным подростком с обыкновенными проблемами (школа, девочки) и эпическим героем, равно родственным юному королю Артуру, Человеку-Пауку и Люку Скайуокеру. Точно так же она смешивает в своем повествовании аллюзии с Гомером, Мильтоном, Шекспиром и Кафкой с глупыми детскими шутками о конфетках со вкусом рвоты, вплетает различные жанры (от школьноуй повести и детектива до эпоса) в историю, которая могла бы быть образцом в исследовании мифических архетипов».
Мичико Какутани, ведущий американский литературный критик (The New York Times)
Злобная детская книга
«Я, конечно, прочитала книгу, потому что было интересно, из-за чего шумиха. И осталась в недоумении: да, это милое фэнтези для детей с элементами „школьной истории“, хорошо сделанное для своей возрастной группы, но с посредственной стилистикой, ограниченным воображением и с этической точки зрения довольно-таки злобное».
Писательница Урсула Ле Гуин
Языческий роман
«В этой книге есть тонкие соблазны, которые трудно распознать, и именно потому они влияют так глубоко и разрушают христианскую веру в юных душах прежде, чем она успевает вырасти».
Папа Бенедикт XVI
НЕКРОЛОГИ НА МОГИЛЬНЫХ ПЛИТАХ
Ни в одной детской книге нет такого количества смертей. Единственная книга в серии «Поттеров», где никто не умирает, -мрачнейшая третья часть «Гарри Поттер и узник Азкабана», где Роулинг и без того нагнала страху явлениями дементоров. И если в первой книге умирает только один персонаж, то в седьмой, «Дарах смерти», -26, которых мы знаем по имени, и примерно столько же безымянных. Ниже мы упомянем героев, по которым мы скорбим особенно.
Профессор Квиррелл «Гарри Поттер и философский камень»
Профессор-заика, преподававший защиту от темных искусств на первом году обучения Гарри Поттера, постоянно ходил замотанный в фиолетовый тюрбан — якобы в нем он держал чеснок, защищающий от вампиров. На самом деле обратной стороной Квиррелла был лишенный собственного тела лорд Волдеморт. Погиб пытаясь завладеть философским камнем.
Берта Джоркинс «Гарри Поттер и Тайная комната»
Сотрудница Министерства магии -слишком много знала. Путешествуя по Албании, встретила в придорожном мотеле считавшегося мертвым Питера Петтигрю. За что была отдана Волдеморту и, очевидно, погибла страшной смертью.
Седрик Диггори «Гарри Поттер и Кубок огня»
Бессмысленная и жестокая смерть Седрика Диггори сообщает нам только о том, что Роулинг не любит школьных звезд: красивый, добрый и со всех сторон положительный Диггори будто пришел из обыкновенной, не магической школы, проскочив в книгу сразу из американского телесериала о школьниках.
Сириус Блэк «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Новообретенный приемный отец Гарри гибнет, не дав герою испытать в полной мере семейные радости. Возможно, знай Роулинг, что в киноверсии его будет играть Гари Олдмен, она придержала бы эту смерть еще на книжку.
Альбус Дамблдор «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
Мы все ждали, что после смерти он возродится, как Гэндальф. Но очевидно, бородатый глава Хогвартса действительно закончил свои земные дни, чтобы после смерти занудствовать из другого мира. Пытаясь облегчить горе утраты, Роулинг объявила Дамблдора геем, но мы не верим, что во вселенной Гарри Поттера есть секс. Маги просто гуляют, держась за руки, по зеленым аллеям, а потом у них рождаются дети.
Эльф Добби «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Добби, милый маленький эльф, пожертвовал собой ради Гарри. Еще более жестоко, чем Роулинг, давшая бедному эльфу побыть героем, поступили с Добби создатели киноверсии, в «Ордене Феникса» безжалостно вырезав его из сюжета