Много-много лет назад - а точнее, в конце девятнадцатого века - один из островков озера Але, что в Локнянском районе, на несколько десятков лет стал самым настоящим образовательным центром.
Озерная "альма-матер"
Сначала по инициативе здешнего помещика (а "по совместительству" - председателя Великолукской уездной земской управы) Владимира Петровича Шмидта здесь открылось земское народное начальное училище. А в 1893 году там же началось строительство трехклассной земской школы. Причем для того, чтобы ребятишкам из села Миритиницы и окрестных деревень было удобно добираться до места учебы, протока между озером и берегом была засыпана, и остров превратился в полуостров.
Сейчас бывший остров снова необитаем, а местная школа - теперь она имеет статус основной - располагается почти в самом центре села. Учеников здесь немного - всего 33 человека, да плюс восемь дошколят, посещающих "подготовительный" класс. Поэтому здешние педагоги резонно опасаются, что их учебное заведение могут "упразднить" (прецеденты в других районах области уже были).
Впрочем, в отличие от иных своих не в меру "решительных" коллег, власти Локнянского района проявляют в данном вопросе похвальную взвешенность и осторожность и "реорганизовывать" довольно крупные по сельским меркам школы не спешат. Тем более такие уникальные - в хорошем смысле слова! - как Миритиницкая.
"Белых пятен" не осталось
В чем ее уникальность? Начнем с того, что историю своей малой родины ученики Миритиницкой основной школы знают на пять с плюсом - то есть, во всех подробностях. Как-никак целых пять лет они старательно заполняли все "белые пятна" на исторической карте родного села. Эта масштабная работа проходила под лозунгом "Миритиницы - России частица", а ее результатом стало появление при школе самого настоящего краеведческого музея.
Каких экспонатов здесь только нет! Предметы крестьянского быта, школьные реликвии, редкие документы... Но более всего интересны исследовательские работы здешних школьников, в которых они подробно рассказывают об истории родной школы, местного колхоза, отдельных семей, а также самого села Миритиницы, первое упоминание о котором в летописи относится к 1762 году.
- Когда стало ясно, что тему краеведения мы "закрыли" полностью (ну не осталось там для нас уже никаких "белых пятен"), решили переключиться на экологию, - говорит директор Миритиницкой основной школы Зинаида Ивановна Горбунова. - Составили план работы на пять лет и теперь стараемся воплотить его в жизнь.
Вторая жизнь заброшенного пруда
Что больше всего поражает в научной деятельности миритиницких школьников, так это то, что она обязательно носит прикладной характер. К примеру, в прошлом году ребята изучали проблему питьевого водоснабжения в родном селе. Думаете, просто изучили, на чем и успокоились? Ничуть не бывало.
- Для начала наши ребята взяли пробы воды из всех колодцев и сами сделали химический анализ. Он показал, что в селе есть только один колодец, воду из которого можно использовать без ущерба для здоровья, - продолжает Зинаида Ивановна. - Поэтому дети по своей инициативе благоустроили территории возле колодцев.
В прошлом же году миритиницкие школьники исследовали экологическую ситуацию на озере Але. В результате научно-исследовательская работа школы заняла третье место на уровне области. Практический же для всех местных жителей результат выразился в том, что параллельно ребята очистили несколько родников, обнаруженных ими близ озера.
Еще один пример. В самом селе есть такая местная достопримечательность как старый "барский" пруд. По некоторым данным, пруд этот был вырыт по инициативе здешнего помещика Порохова во второй половине XVIII века и благополучно просуществовал до шестидесятых годов прошлого века. А в шестидесятых старый пруд начал умирать. Потому что не мог "переварить" все стоки, которыми его активно снабжали молокозавод и колхозные скотные дворы.
- Чтобы вернуть пруд к жизни, ребята очистили его берега, дно (кстати, оказалось, что оно выложено из кирпича), вытащили много всякого хлама, в том числе даже старый телевизор, - вспоминает Зинаида Горбунова. - И сейчас пруд выглядит гораздо лучше, чем был до этой "генеральной уборки".
"Жвачку" - под суд!
В этом году в Миритиницкой основной школе активно взялись за пропаганду здорового образа жизни. Например, младшеклассники изучают похвальные гигиенические привычки, а также с удовольствием участвуют в эколого-этническом проекте "Дом". Суть его в том, чтобы подготовить максимально подробный реферат о каком-либо животном или растении - от научных данных до поговорок и стихов, в которых оно упоминается. Любопытно, что, как правило, активную помощь в этой работе ребятам оказывают их родители. Потому что им тоже интересно.
У старшеклассников задания другие. К примеру, семи- и восьмиклассники уже провели показательное "судилище" над чипсами и жевательными резинками, а девятиклассники обосновывают в своих работах вред от алкоголя и табака.
Само собой, интересуемся у нашей собеседницы, есть ли уже практическая польза от такой работы.
- Могу вам поручиться, что никто из наших учащихся не курит, - отвечает она. - Может быть, если только один мальчик, да и то так, что этого никто не видит. А уж чтобы кто-то из наших ребят пришел, к примеру, на дискотеку пьяным... Такое вовсе исключено.