Человек-легенда Партизанского края. За линию фронта – по воздуху и железке

Но не все наши читатели согласны с таким выбором.

   
   

Умный и заботливый

«Княгиня Ольга – это хорошо, но очень жаль, что незаслуженно забыли одного из лучших руководителей партизанского движения Александра Викторовича Германа. Знаю от бабушки, которая была в партизанском отряде, что он был очень хорошим человеком – умным, образованным, берёг подчинённых и заботился о них, - рассказала наша читательница из Печор, 82-летняя Агнесса Николаевна Константинова. - Считаю, что его имя и стоит присвоить псковскому аэропорту, и хочется увидеть в вашей газете статью про него».

Мы выполняем эту просьбу, тем более что в этом году исполнилось 75 лет со дня гибели легендарного партизанского комбрига. Под его командованием всего за год с небольшим было уничтожено более 9 тыс. фашистов, разгромлено 17 вражеских гарнизонов, пущено под откос 44 железнодорожных эшелона, спасено от угона в Германию 35 тыс. советских граждан.

Будущий Герой Советского Союза родился в 1915 году в Петрограде в семье обрусевших немцев. Окончил семилетку, работал слесарем. После армии решил не возвращаться на «гражданку» и поступил в бронетанковое училище. Когда началась война, он был курсантом Военной академии имени Фрунзе.

С июля 1941 года Герман служил в разведотделе штаба Северо-Западного фронта, потом его назначили заместителем командира 2-й особой партизанской бригады. А в июне 1942-го получил новое назначение – командиром 3-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей и на территории нынешней Псковской области. С этого времени и началось его превращение в человека-легенду.

Жили по-советски

На тот момент численность бригады составляла чуть больше 100 человек. Но даже такими скромными силами «германовцы» сразу и весьма успешно начали активную борьбу с оккупантами – громили немецкие гарнизоны и управы, пускали под откос вражеские поезда. Чем внесли изрядное смятение в ряды противника и воодушевили местных жителей, многие из которых захотели к ним присоединиться.

Через несколько месяцев в этой партизанской бригаде уже насчитывалось около 450 бойцов, к концу 1942 года их было уже более 1 тыс., а к осени 1943-го – 2,5 тыс. человек! Меньше чем за год они освободили сотни населенных пунктов Новгородской, Псковской (тогда она входила в состав Ленинградской) и Тверской областей. Эту территорию стали называть Партизанским краем.    
   

Царили там абсолютно советские порядки, как будто и не было никакой войны. Продолжали работать колхозы, действовали сельсовет и партком, работала школа, в которой дети по-прежнему учились по советским учебникам.

При главной партизанской базе ещё в самом начале – летом 1942-го – открыли госпиталь с квалифицированными врачами и средним медперсоналом. А буквально через несколько месяцев его преобразовали в настоящую больницу, куда обращались за помощью не только партизаны, но и местные жители.

Ведь в этой лесной «районке» были не только терапевтическое, инфекционное и хирургическое отделения, но даже и акушерско-гинекологическое! Ну и, само собой - бригада «скорой помощи», для которой выделили лучших лошадей. Чтобы медики могли без проблем добираться до самых отдалённых деревень и хуторов.

Сама база тоже представляла собой не просто россыпь землянок посреди глухого леса. Партизаны обустроились вполне себе с комфортом. Возвели капитальные строения, построили отдельные здания для кухонь, бань, штаба, казармы с печками, складские помещения.

Отдельно стоит упомянуть о том, что именно в бригаде Германа появился первый партизанский аэродром, который мог принимать даже тяжёлые транспортники. Причём рейсы совершались регулярно. С Большой земли везли оружие и продовольствие (кстати, по этой причине у бойцов были отличные отношения с тамошними селянами – ведь тем не приходилось кормить лесное воинство из своих скудных запасов), обратно – раненых и ценных пленных.

При выходе из окружения

Да что там аэродром!.. Куда примечательней история с железной дорогой. По территории Партизанского края проходила узкоколейка, построенная для нужд местных торфопредприятий. С паровозами, вагонами – всё, как полагается. Причём выяснилось, что это «всё» вполне себе работает. А вела эта дорога прямо к линии фронта.

Проходила она большей частью по безлюдным заболоченным местам. Да вот незадача – в одном месте она почти вплотную подходила к станции Подсевы (Порховский район), на которой был расквартирован фашистский гарнизон.

Впрочем, партизан это не смутило, и они избрали следующую тактику – как только приближались Подсевы, они открывали ураганный огонь по станции и на полной скорости благополучно следовали дальше. Так, что через какое-то время немцы стали делать вид, что просто не замечают эти «странные» паровозики.

В результате у «германовцев» появилась ещё одна возможность транспортного сообщения с Большой землёй. В частности, по узкоколейке они получали боевую технику, причём рассказывают, что вплоть до лёгкой артиллерии.

Но понятно, что так не могло продолжаться вечно. К началу сентября 1943 года донельзя обозлённое германское командование затеяло крупномасштабную карательную операцию против обитателей Партизанского края. 6 сентября при выходе из окружения у деревни Житницы Новоржевского района Александр Герман погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» ему присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.

28-летнего героя похоронили в Валдае Новгородской области, куда его тело доставили самолётом. Но в Житницах ежегодно проходят митинги у могилы погибших там членов его бригады, в Новоржеве есть памятная доска в честь погибшего командира. А с 2001 года по решению районных властей 6 сентября стали официально считать Днём партизанской славы.

Смотрите также: