Примерное время чтения: 6 минут
247

Писатель Юрий Гутян считает, что оправдать гибель человека нельзя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ на Мурмане" 19/01/2011

О том, что такое военная романтика и что самое страшное на войне, участник боевых действий в Афганистане рассказал корреспонденту «АиФ на Мурмане».

«На восполнение потерь»…

 - Юрий, много правды в фильме было?

- Почти всё, что увидели зрители, - чистой воды вымысел. Из правды осталась только высота - 3234 м. Я тогда был начальником группы боевого управления, старшим из авианаводчиков в 345-м парашютно-десантном полку и эвакуировал вертолётами раненых с того боя, поэтому о многом знаю доподлинно.

Против 9-й роты тогда воевал полк «Чёрный аист». Бой приняли 39 человек. Обычные советские офицеры и солдаты срочной службы. А против них - от 270 до 400 отборных головорезов. 14 атак! И десантники выстояли! Потери были, конечно, но далеко не такие, как в фильме. Мы отправили шесть убитых и девять тяжелораненых. Так что весь фильм с исторической точки зрения - полная чушь.

- А как попали в Афганистан?

- Меня отправили туда на восполнение боевых потерь в 1987 году, исполнять интернациональный долг. Причем служить я там должен был авианаводчиком, но что это такое, я хорошо знал и представлял, насколько это опасно. Но раздумий - ехать или нет - не было. Приказ есть приказ.

Многие товарищи врали семьям, не рассказывали, куда едут, чтобы не волновать. Но я своей жене сразу сказал, что еду в Афганистан, но саму формулировку «на восполнение боевых потерь» и должность скрыл. Первое время старался часто писать, говоря в письмах, что со мной всё нормально, живу в модуле и в горы не хожу. Но затем пришлось признаться…

Там, в Афганистане, мне иногда казалось, что моим близким гораздо тяжелее и больнее, чем мне. Цинковые гробы в Союз приходили часто, а правдивой информации здесь практически не было.

- Чем же занимается авианаводчик?

- Авианаводчик придаётся каждой сухопутной структуре: батальону или отдельной роте. В его задачи входит организация взаимодействия наземных войск и авиации,  непосредственное управление авиацией в районе боевых действий, доставка грузов и боеприпасов, а также еды и воды. Воды, кстати, в горах часто приходилось по пол-литра в день на каждого. Также в наши обязанности входила эвакуация раненых и убитых. Авианаводчик для противника - очень ценная и желанная цель…

Утром улыбки – вечером мины

- Какое первое впечатление оставила война?

 - Война показалось мне очень громкой. Сначала я услышал «ба-бах», потом увидел фонтанчики пыли перед собой. Первая мысль: «Стреляют?» - вторая: «Так это же по мне стреляют!» Тогда до меня и дошло, что это не кино, ведь могут и попасть…

- С местным мирным населением тесно общались?

- Оно оказалось мирным только на первый взгляд. С утра они тебе улыбаются, а по ночам мины закладывают. Там же всё за деньги. Нужно тебе калым за невесту заплатить - пошёл, повоевал, денег получил, свадьбу сыграл. Просто это Восток, для них такие поступки считаются нормальными.

Народ для нас совсем чужой, но безумно интересный. Национальный состав разнообразный: таджики, пуштуны, узбеки. На первый взгляд - дикое средневековье, а присмотришься, узнаешь поближе, то ещё разобраться нужно, кто из нас более цивилизованный. Страна загадок. Как-то даже украинскую хату видел на окраине кишлака. Откуда могла появиться в исламском мире чисто украинская постройка?

- То есть, несмотря на войну, место для романтики всё равно было?

- Ну а как же без романтики? Там такое небо, звезды... А Млечный Путь - просто сказка. Всё равно что в темноте бросить бриллианты на чёрный бархат и подсветить. Местная культура тоже вызывает удивление. Их Аллах вполне спокойно сосуществует наравне со всякими дэвами и прочей нечистой силой. Они вполне искренне верят в сглаз и порчу. Страна, конечно, безумно интересная. Там не воевать, а торговать и дружить нужно было.

Взялся за перо

- Юрий, почему вы пошли на военную службу?

- Дело в том, что в моём роду большинство мужчин были военными. Вот и я после окончания 8-ми классов решил поступать в Нахимовское военное училище - очень тогда хотелось стать подводником, а родители были против. Пришлось втайне от них собирать необходимые документы и даже медицинскую  комиссию проходить. Потом родители смирились с моим выбором, но юность непостоянна - поступил я в Калининское Суворовское училище, а после него уже в военной авиации нашёл своё призвание.

- После войны сложно было привыкать к мирной жизни?

- Я бы сказал, очень сложно. Возвращаешься совсем другим человеком. Мир на войне становится чёрно-белым. Шокирует то, что приходишь с войны, а дома ничего не поменялось, всё идёт своим чередом. Иногда спрашивают: «Где была настоящая жизнь, тут или там?» - а у меня нет ответа на этот вопрос. Может, поэтому и взялся за перо.

Досье:

Юрий Станиславович Гутян. Кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена «Звезда» 2 степени республики Афганистан, награждён почётным знаком ЦК ВЛСКМ «Воинская Доблесть». В настоящее время - подполковник запаса. Член Мурманской областной организации Союза писателей России. В феврале состоится презентация новой книги Юрия Гутяна «Алихейль. «Боевые» глазами авианаводчика».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах