25 лет тому назад последний советский солдат покинул территорию Афганистана. За это время пришло и осмысление той войны, афганцы, так их стали называть, собирались в сообщества, организовывали советы ветеранов. Их награждали юбилейными медалями к круглым датам вывода войск. Наконец, государство дало, хоть небольшую, но поддержку в виде ЕДВ. Но почему-то не принято вспоминать, что наряду с мужчинами в Афганистане находились и женщины, которые кормили, обстирывали, лечили, обеспечивал связь многотысячной армии мужчин. Многие и в живых-то остались, потому что рядом были женщины…
- Нас, служащих Советской Армии, просто нет, мы не существуем, - с горечью говорит псковичка Галина КОЗЛИТИНА. – 34 года назад, в декабре 1979 года я добровольно пришла в военкомат Куйбышева, и в составе Приволжского госпиталя была направлена в Афганистан. Так сложилась судьба, что встретила там свою любовь и вышла замуж за офицера-десантника. Через два с половиной года мы вернулись на Родину, мужу была замена в Псков. И за все эти годы ни разу никто, не вспомнил, что кроме мужчин-ветеранов, в городе живут и работают женщины-афганки.
Призраки войны
Лариса Малкова, АиФ-Псков: В Пскове ведь стоит дивизия, прошедшая Афганистан...
Галина Козлитина: Увы, в Пскове даже речи не идет о ветеранах Афганистана, служащих Советской Армии. Ни одной открытки к выводу войск, ни одного приглашения на праздник. Да, мы, женщины, не участвовали в боевых действиях, хотя и мужчины не все прошли через это! Но тоже были под обстрелами, видели кровь и смерть и тоже гибли. Наши власти и воины- мужчины, что были там, рядом с нами, наградили забвением. Родина-мать, тоже наградила – выдала удостоверение и льготу на постановку телефона. И забыла. Нас не было там, за речкой. Мы – призраки той войны. Нас не существует.
- Хочется понять, почему так?
- Отношение в нашей стране к женщинам не поддается никакому пониманию. 30 лет женщины-участницы Великой Отечественной войны стеснялись говорить, что были на фронте. Их унижали и оскорбляли, чернили в фильмах и книгах, пока все же не набрались совести и не признали. Теперь, все женщины - ветераны ВОВ - уважаемы и уравнены в льготах наравне с мужчинами. Видимо и нам, женщинам-афганкам осталось подождать еще несколько десятилетий . Только вряд ли дождемся. По России и так нас осталось тысяч 5-6, не больше. По Псковской области, как сказали в военкомате, 86 человек. Но это, скорее всего с учетом тех, кого уже нет в наших рядах. Вероятно, в Минобороне считают, что помощь в виде ЕДВ, и мизерная льгота по оплате жилья для нас это «огромнейшая сумма» для бюджета.
- Часто тот кошмар вспоминается?
- Часто. Такое невозможно забыть. В марте 80-го, еще не успев развернуть госпиталь, просыпаемся от непонятных звуков. Выскочили из палаток: все небо в вертушках. Места посадки не хватало, садились по очереди. С одного вертолета несут раненых, с другого. Госпиталь оказался моментально забитым. Крики по репродуктору: «Такая-то группа, срочно нужны все группы крови!». И этот кошмар был трое суток. Как держались в операционных, трудно теперь понять. Работали сутками. Зачастую у девчонок напрямую брали кровь, чтобы спасти бойца. Были попытки захвата госпиталя. Обстрелы. Конечно, страх присутствовал. Но самое страшное, было видеть, как умирают ребята. От ран, от тяжелых инфекционных заболеваний.
Не хотят вспоминать
- Возвращаясь к теме памяти: есть же закон о Ветеранах! Там же четко обозначено, кто является ветераном боевых действий.
- В законе о Ветеранах в ст. 3 п.1 пп. 1 обозначены и служащие Советской армии – то есть среди прочих поименованных есть и такая строка - работники Министерства обороны СССР, т.е. это и есть Служащие СА в Афганистане. Но по чьему-то недомыслию служащих упорно относят к подпункту 6 п. 1 ст. 3, т.е. к работникам, направляемым гражданскими министерствами и ведомствами и не имеющими никакого отношения ни к воинским частям Афганистана, ни соответственно, к Министерству обороны. Как-то раз одна из нас позвонила в министерство и спросила: «Если не мы, то кто же такие работники Минобороны СССР, обозначенные в ст.3 п.1 пп.1?» После небольшой заминки, прозвучал ответ, что это сотрудники, работавшие в Министерстве обороны в Москве. Вот так! Не мы, находящиеся в боевых частях, а сидевшие тогда в теплых кабинетах в Москве, имеют право на льготы. Большего цинизма придумать нельзя.
Только в России подменяют подпункт Закона о ветеранах и бесстыдно глядя в глаза, выдают удостоверения с пунктом, в который отнесены работники, посылаемые гражданскими Министерствами и ведомствами и не имеющими никакого отношения к Минобороны. Давайте хоть в эти предъюбилейные дни вспомним и помянем тех служащих Советской Армии-работников Министерства обороны, кто не вернулся с той войны. О ком не хотят вспоминать на съездах и торжественных собраниях Всероссийского Союза ветеранов Афганистана.
«За други своя»
- Вы ведь книгу готовите к изданию о погибших служащих Советской Армии?
- Да. И хотим издать. Кстати, в ней будет и наш земляк – Иванов Николай Иванович из деревни Жгутово Островского района. Книгу отправим Путину, Шойгу, в военкоматы, в Окружные комиссии по выдаче и замене удостоверений. Всем главам городов и областей. И обязательно главе нашего города Ивану Цецерскому и губернатору Андрею Турчаку.
- И, конечно, книгу издаете за свой счет? Может, стоит попросить поддержки?
- Нет, не хочу клянчить, выпрашивать. Я пыталась связаться с Псковским отделением «Боевого братства» - в ответ тишина. Идею с книгой предложила одна из питерских афганок – Катерина Малофей-Мартынова. У нас в соцсетях свои группы- «Афганушки» и «Женщины-афганки». Мы совместно обсудили эту идею, и я взялась за написание текста, редактирование материала. Мы, афганки, общаемся и в реальности. Решили объединиться и создать свои общественные организации. Начинаем с Питера. Помогает в этом Питерский Союз ветеранов «За други своя». Мужчины-ветераны, вникнув в нашу проблему, решили нам помочь, и после создания наша организация войдет в этот Союз. На общем собрании и название придумали «Ветераны Афганистана, Служащие Советской Армии».
- А что в других регионах, так же не признают афганок?
- Везде по России военкоматы и Окружные комиссии по выдаче удостоверений подменяют служащим статью закона, возможно, это происходит из-за юридической безграмотности. Но что бы признать ошибку, нужно иметь мужество. О том, что идет именно подмена, свидетельствуют положительные решения судов по этой проблеме.
Очень многое зависит от местных властей и ветеранских организаций на местах. Есть области, где служащие уважаемы и находятся на равных в ветеранских организациях. К примеру, в Туле. В Чебоксарах женщины-афганки массово выиграли суды.
- Знаю, что вы искали псковичек, прошедших Афганистан. Удалось?
- Нашла несколько человек. Среди них Раиса Котова. Она вообще живет в ужасных условиях. Как была отправлена в Афганистан из общежития, так и вернули туда же, на первый этаж, в разруху. Так там и живет. Дочь вырастила, внука. За все эти годы исходила все инстанции, ответ один - не положено.
- Через несколько дней в Пскове пройдут праздничные мероприятия. Юбилейные награды ждут героев-мужчин. Все же есть надежда, что женщин отметят?
- Как заверили меня в областном военкомате, в отделе по работе с ветеранами, служащие Советской Армии тоже будут награждены. Даже обещали собрать и награждать торжественно. Хотя сомнения есть, к сожалению.
Смотрите также:
- Без Дня Победы никуда! Василий Соколов о том, что никогда нельзя забывать →
- Писатель Юрий Гутян считает, что оправдать гибель человека нельзя →
- «Таким, как папа!»: В Мурманской области отметили День ВДВ →