По мнению псковского архитектора Владимира ШУЛЯКОВСКОГО, книги бывают хорошие, плохие и тошнотворные. Пример последней – «Пятьдесят оттенков серого»: «Больше одной страницы опасно для организма».
Вот такая вот зараза
Владимир Николаевич сходу признался, что «Улисс» Джойса не читал, поэтому интеллектуалом себя не считает («Два раза начинал читать – не продраться»).
При этом выяснилось, что самый принципиальный псковский архитектор неровно дышит ко всем одиссеям, начиная с Гомеровой: «Это как окно в другой мир, где другие моральные нормы, другое представление о вселенной».
«Зараза эта - книги - привязалась ко мне с детства, - рассказывает он. – Вспоминается: воскресенье, утро, все в квартире еще спят, а ты потихоньку достаешь с полки какую-нибудь «Одиссею капитана Блада». Все же будут спать часов до десяти – значит, в запасе есть ещё целый час счастья: океан, пираты, сокровища... В библиотеке: «А тебе, мальчик, чего?» - «Мне бы фантастику: Лема, Шекли...» - «Вот тебе «Васёк Трубачов» и ещё что-нибудь сам выбери про пионеров…» - «Ну хоть одну фантастику дайте!» - «Ну что ты с ними будешь делать!»
Мир литературы, по словам Владимира Шуляковского, оказался почти так же огромен и прекрасен, как мир вообще: «Несколько дней без книги – и у меня начинается ломка».
Владимир особенно уважает русских классиков, ведь «Анну Каренину» или «Преступление и наказание», по его словам можно перечитывать бесконечно.
Один из самых любимых его классиков – Владимир Набоков: «У него очень образный язык. Не надо никакого кино или телевизора - читаешь и видишь все в деталях и тонкостях».
«А вот поэзию не понимаю, не моё».
Из современных авторов Владимир выделяет Захара Прилепина, особенно после «Обители»: «Я как-то бывал на Соловках, описание Прилепина очень достоверное. С одной стороны, увлекательный сюжет, с другой, - настоящий русский роман».
Из недавно прочитанного наш собеседник также отметил книгу Алексея Иванова «Блуда и МУДО»: «По-моему, читатели её недооценили. Там прекрасно описано «пиксельное мышление» современного человека. А какой образный язык! Например, в описании современного российского провинциального города на несколько страниц. Казалось бы, ну что там может увлечь? А не оторваться».
«Да ерунда это всё»
Владимир не знает, как надо правильно преподавать литературу в школе: «Мы с моей женой Ларисой недавно болтали на тему «Войны и мира». Оба читали этот роман в школе. Только я читал про войну, опуская балы и прочие сопли, а Лариса - про салон мадам Шерер и всяких там невест, пропуская баталии и прочие ужасы. Получилось, что мы прочитали две разных книги. Ну и как это преподавать?»
Владимир Николаевич сам когда-то пробовал преподавать в Псковском колледже строительства и экономики рисунок и живопись и обнаружил, что рисунок детям ещё как-то можно объяснить, а вот живопись… «То же самое с литературой. Или ты её понимаешь или нет. «Образ Печорина»? «Образ Хлестакова»? Да ерунда это всё».
Владимир Шуляковский добросовестно попытался прочесть признанный шедевр Маргарет Митчелл – роман «Унесённые ветром»: «Через полторы страницы захлопнул навсегда – неинтересно».
А толстенную «Историю советского станкостроения первой половины 20 века» с чертежами и тактико-техническими данными замусолил чуть ли не до дыр: «Понравилось следить за движением конструкторской мысли».
«Вообще есть очень много хороших людей, которые любят читать. И есть такие же замечательные люди, которые совсем не читают, - заметил Владимир. – И это нормально. Литература – это не обязательно, без неё можно прожить. Только мне таких людей немного жалко».
На днях Владимир Шуляковский скачал из интернета «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса («Всё-таки классика, надо попробовать»): «Страниц пятьдесят одолел, пока с полки не свалился томик рассказов Шукшина, которые я читал лет… неужели 40 (!) назад. Открыл и понял, что Гюнтер Грасс ещё немного подождёт».